Телефон доверия. Мы рядом с Вами на расстоянии звонка

Иногда у каждого из нас бывают ситуации, когда на душе тяжело, а разговора с близкими людьми недостаточно. Или, более того, такой разговор нежелателен, потому что вопрос очень интимный и деликатный. Как быть? Можно пойти привычным путем и замкнуться в себе, но можно и просто поднять трубку и набрать номер «телефона доверия».

Каждый наш диалог по «телефону доверия»- это встреча взрослого и ребенка, готовых слушать и вслушиваться друг в друга. Как парадоксально это не звучит, но телефон очень чувствительный инструмент. В век информационных технологий мы стали забывать, что нюансы человеческого голоса очень разнообразны. Тембр, скорость речи, продолжительность пауз и молчания, могут сказать очень и очень многое. Они передают не только мысли и информацию, но и чувства. В каждом разговоре консультант получает от ребенка гораздо больше, чем просто словесная информация.

Коротко и негромко звонит телефон. «Телефон доверия. Я вас слушаю». И в ответ тихий голос: «Мне нужно поговорить с вами…» Конечно, мы не видим друг друга. Но уже в течении двух с половиной лет мы принимаем в среднем около 60 звонков в сутки. Стабильность и востребованность — признак качества.

Размышляя и подводя почти пятилетние итоги работы единого детского телефона доверия в Тамбовской области, я думаю о важности абсолютно всех звонков. Такие разные обращения: смеющаяся компания школьников с вопросом «Нам скучно….» и крик отчаявшегося подростка «Я не хочу жить…»? Но давайте задумаемся. Когда у ребенка все хорошо и благополучно, он не будет шутить над консультантом, смеяться и бросать трубку, говорить непристойности и ругаться. Если консультант становиться объектом словесной агрессии, значит мы, взрослые, не научили ребенка выражать ее социально приемлемым способом. Если консультант три раза подряд слышит «У меня коза повесилась…..», значит ребенок не знает чем заняться и мы, взрослые, не смогли организовать его досуг. И для того, чтобы вывести примитивно-развлекательный разговор в серьезное русло, нужно не меньше профессионализма и четкости в работе, чем при приеме звонка с суицидальной проблемой.

Мне кажется, что проблемы, с которыми на телефон доверия обращаются дети и родители во всем мире практически одни и те же. Эти проблемы не зависят ни от образования, ни от страны, ни от климата, ни от материального или социального положения. Они просто отражают все конфликты личности и современного общества. Первая группа — это отношения с друзьями, близкими, семейные отношения. Вторая — ощущение собственного одиночества. Бывают звонки личностные, когда подросток пытается разобраться в себе, найти свою цель в жизни. Обращаются те, кто переживает потерю близкого человека, подвергся насилию, кому настолько больно, что появились мысли о смерти. Но каждый звонок имеет свою специфику. Обычно консультанты работают по специально разработанному алгоритму, который включает такие компоненты как оценка риска, определение ресурсов самого абонента и его окружения, уяснение потребностей, планирование действий на ближайшую и более отдаленную перспективу, кризисное психотерапевтическое вмешательство. Нашей главной задачей является стремление убедить абонента рассмотреть свою проблему в другом ракурсе, убедить его найти более конструктивные и менее радикальные методы ее решения.

Встречаясь с родителями, я иногда слышу утверждения, что анонимная психологическая помощь направлена на разрушение семьи. Трудно не согласиться с тем, что самые близкие люди для ребенка – это его родители. Но утверждение, что дети должны делиться своими проблемами только с родителями, не верно. Что делать, если родители заняты, а совет, поддержка или сочувствие нужны именно сейчас, в эту минуту? Дети, в силу возрастных особенностей, импульсивны и эгоцентричны, для них собственная проблема – центр вселенной и решить ее нужно немедленно. А если проблема не решается, то с кем-нибудь надо поговорить, и, наверное, лучше, если собеседником выступит профессиональный психолог? Одним из самых трогательных звонков в нашей службе, было обращение 12 летней девочки, которая громко плача, рассказала о том, что хотела порадовать маму на День рождения первым самостоятельно испеченным кексом, но забыла положить в него сахар. Консультант посоветовала реанимировать кекс вареньем и поздно вечером услышала благодарный звонок от мамы. Наверное, кому-то это обращение покажется мелочью. Но первый торт, первый подарок, первые отношения с мальчиком или девочкой — это та часть социального опыта, которая важна для дальнейшей успешной жизни в обществе.

Я часто задаюсь вопросом, какие же звонки самые трудные, какие проблемы не могут не затронуть душу консультанта, несмотря на регулярные супервизии и профилактику эмоционального выгорания? Наверное, это почти все звонки так или иначе связанные с детско-родительскими конфликтами. Особенно тяжело было работать с обращением 13-летней девочки, семья которой распалась. Каждый из родителей был сильно обижен на партнера. Мама говорила девочке про плохого папу, папа — про ужасную маму. Девочка после нескольких месяцев такого общения стала думать о суициде. Что смог сделать консультант? Найти в ближайшем окружении взрослого, который поможет (им оказалась бабушка), проиграть различные варианты разговора с папой и мамой. Через месяц при повторном звонке мы узнали, что девочка переехала к бабушке, родители стали уделять больше внимания ее школьной жизни.

Очень непросто работать с родителями. Нередко в ходе разговора выясняется, что к ребенку применяют телесные наказания, а разговор на повышенных тонах, крик, оскорбления в адрес ребенка являются, по мнению родителей, нормальной частью процесса воспитания. Часто абонент телефона доверия не в силах до конца разобраться в ситуации, понять, в чем суть проблемы, он видит только верхушку айсберга. Консультанту, необходимо подвести абонента к тому, чтобы он начал размышлять о причинах появления проблемы, понимать, что может сделать именно он, чтобы изменить ситуацию. Психолог-консультант не выдает готовых советов, не отвечает на вопрос «Что делать?», он создает условия, в которых человек сам находит выход из сложившейся ситуации, обретает уверенность и веру в себя, в свои возможности и способности управлять своей судьбой. Очень часто приходится констатировать низкий уровень педагогической грамотности родителей. Наиболее частая проблема- незнание возрастных особенностей ребенка и предъявление к нему необоснованных требований. И, как следствие, применение физических наказаний («Я ее попросила посмотреть за братом, а она в песочнице заигралась.. Пришлось ремень взять. Сколько лет детям? Три с половиной и полтора…»). Особенно удручающим эти факты выглядят с учетом того, что в службу телефона доверия обращаются взрослые, которые осознают наличие проблемы и пытаются найти способы ее решения.

Но бывают звонки, после которых консультант может чувствовать бессилие. Например, обращение мужчины, который считает, что имеет право наказывать своих детей любыми способами. «Меня били, и только поэтому я хорошим человеком вырос. А что жена? Женщина должна знать свое место. Иначе я ее …». Праздник, час ночи. В трубке голос нетрезвой женщины: «У меня дети дома одни. Позвоните им, у меня закончились деньги на телефоне. А у Вас линия бесплатная…..» Но все-таки хорошо, что такие звонки есть. Значит есть сомнения в правильности образа жизни и способов воздействия на ребенка. Сомневаются, значит есть шанс достучаться! Но работать нужно всем вместе. Средствам массовой информации, некоммерческим организациям, широкой общественности, необходимо делать все для того, чтобы родительская ответственность, воспитание ребенка без физических наказаний были не просто красивыми словами, а образом жизни.

В декабре текущего года исполнится пять лет как в Тамбовской области действует единый общероссийский детский телефон доверия. Мы уже приняли более 60 тысяч звонков, но кроме более чем высокого количества обращений, у нас есть еще один повод для гордости. Это абоненты, которые взрослели, набираясь опыта и сил вместе со службой. При первых обращениях им было 13-14 лет. Сейчас им 18-19. Кто-то собирается создать или уже создал семью. Кто-то переехал в другой регион и сохранил Тамбовскую СИМ-карту чтобы быть с нами на связи. Кто-то из них звонит раз в неделю, кто-то реже. Они рассказывают новости, делятся планами на будущее, спрашивают совета. За это время мы многое узнали о их судьбе: неоднократные приводы в полицию и попытки суицида, жизнь в интернате, алкоголизм родителей, страх и одиночество. Этих ребят и девушек роднит одно — родители, злоупотребляющие спиртными напитками и пренебрегающие своими родительскими обязанностями. Жизнь в интернате или детском доме. И отсутствие позитивного семейного опыта. Опыта самостоятельной жизни и самостоятельного принятия решений. Несмотря на возраст, они во многом остались детьми. И очень не хотят повторить судьбу своих родителей. Я очень надеюсь, что у всех этих ребят сложится жизнь и их дети проведут более счастливое детство, чем они сами. И в этом будет маленькая заслуга консультантов детского телефона доверия.

Наша служба открыта для каждого. Каждый вторник с 15.00 до 17.00 часов любой абонент может высказать руководителю службы свои жалобы и пожелания. Будьте уверены, не один звонок не останется без внимания. Благодаря нашей работе, каждый ребенок и родитель имеют возможность поговорить с психологом в полной уверенности, что беседа останется в тайне; установить контакт с человеком, которому можно полностью довериться, быть принятым как личность со всеми своими переживаниями, проблемами и желаниями; свободно выразить свои чувства и мысли, не подвергаясь оценке и давлению; получить честный ответ на любой поставленный вопрос.

Если посмотреть на календарь, то можно увидеть много важных и нужных праздников: день семьи, день защиты детей, всемирный день ребенка, день детского телефона доверия. Но праздники проходят, а детские слезы могут остаться. И тогда снова телефон звонит коротко и негромко. «Телефон доверия. Мы рядом с Вами на расстоянии звонка».

Борисова Ольга Владимировна,

заведущий отделом психолого-педагогической помощи и
срочного социального обслуживания
ТОГКУ СОН «Центр социальной помощи семье
и детям «Дом милосердия»

One thought on “Телефон доверия. Мы рядом с Вами на расстоянии звонка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тебе помогут в Тамбове

Уполномоченный по правам ребенка Тамбовской области Евгений Леонтьевич Таможник г.Тамбов, ул.Советская, 106 "А", оф. 206

8 (4752) 72 65 44

Отдел охраны прав детства управления образования и науки области Варкова Людмила Викторовна

8 (4752) 79 23 30