Дети-изгои в детском коллективе. Что делать?


В любом коллективе, детском или подростковом, есть популярные дети, а есть непопулярные — те, кого постоянно дразнят и травят. Этих детей просто игнорируют или терпят, но не принимают или не любят.

Кто же становится изгоем?

Порой видимой причины и нет, запустить процесс может все что угодно. Но прежде всего это те, кто «не такой, как все». Это могут быть дети:
чрезмерно опекаемые в семье;
те, кто не может за себя постоять;
с внешними недостатками;
слишком агрессивные;
слишком неопрятные или наоборот;
те, кто слишком плохо учится, часто пропускает занятия, или любимчики учителей;
болтуны или те, кто не умеет общаться;
ябеды.

Дети не любят тех сверстников, которых выделяют взрослые, особенно если им неясно, чем «любимчик» лучше их. Вообще любое противопоставление ребенка коллективу губительно для его репутации и вполне способно спровоцировать травлю.

В большинстве случаев ребенок-изгой подвергается не физическим, а словесным нападкам. Клички-дразнилки становятся наиболее частой причиной обид и драк. Клички и прозвища дают всем – реагируют все по-разному. Избежать этого невозможно, это есть в любом детском коллективе, но бороться с этим необходимо.

Проблемы отверженных детей в первую очередь должны решать педагоги, которым обязаны помогать родители и психологи. Причем это та проблема, которую гораздо легче предотвратить, чем решить.

Педагоги могут:
поговорить отдельно с зачинщиками, чтобы пресечь появление и использование обидных прозвищ и поступков в классе;
устроить классный час или тренинговое занятие на тему «сплочение», «взаимоотношения в коллективе» и др.;
обсудить с пострадавшим, почему, по его мнению, его обзывают (обижаются на него, хотят привлечь его внимание?);
учить детей играть вместе;
всегда выслушивать и обиженного, и обидчика;
объединять ребят совместными мероприятиями (поездками, постановками спектаклей);
обращать внимание на всякие мелкие происшествия в классе, не пренебрегать детскими жалобами;
пресекать насмешки;
выявить значимость для коллектива непопулярных детей (один незаменим в походах, так как много знает о природе; второй хорошо играет на гитаре, сочиняет стихи; третий успешно выступает в художественной самодеятельности). Именно учитель должен знать о способностях своих учеников и помогать им проявлять их.

Нельзя обсуждать и оценивать личностные качества детей перед всем классом, высмеивать и сравнивать детей между собой. Важно воздерживаться от публичных заявлений и выяснений обстоятельств происшествия даже с теми, кто совершил серьезные проступки (ложь, воровство), можно сделать это косвенно, обсуждая поступки абстрактного ребенка, на примерах из жизни, из литературы.

Рекомендации для родителей

Необходимо подсказать ребенку, как выйти из состояния «жертвы» и изменить тактику поведения.

Отрепетировать разные ситуации, где он сможет почувствовать себя уверенно и дать отпор обидчикам или нестандартно им ответить. Например, можно предложить, вместо того чтобы начинать плакать или бить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: «Ну и что?» или «Что ты хочешь?».

Обучить навыкам релаксации и снятия мышечных зажимов.
Поработать со страхами, принятием себя и отношением к одноклассникам.
Научить его защищать себя, быть более активным, уверенным в себе.

Но важно учитывать, что именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры.

Если ребенка в классе не любят и отвергают, его родителям необходимо:

1. Проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, понаблюдать за ним: пойти в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как он ведет себя в классе, после уроков или на перемене, на праздниках; проявляет ли инициативу в общении, с кем общается, кто общается с ним, и т.д.

2. Быть готовыми к сотрудничеству с учителем и психологом.

3. Оказать поддержку ребенку. Причем не только защищать и поддерживать его, но и научить быть более активным и защищать себя.

4. Больше хвалить и поощрять его поступки, даже самые мелкие достижения, тем самым повышая его самооценку и создавая ощущение успеха.

5. Любить и принимать ребенка таким, какой он есть.

6. Постараться обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашать их в гости, устраивать праздники, поощрять общение ребенка с ними

7. Всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках.

8. На первоначальном этапе в отношения между детьми не вмешиваться. Лучше объяснить ребенку, как нужно вести себя со сверстниками, что ответить обидчику, как отреагировать. Иногда ребенку полезно самому пережить все стадии конфликта — это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы.

Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой он не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников. Если все зашло слишком далеко и ребенок подвергается серьезному физическому и моральному насилию в школе, следует немедленно реагировать, используя все доступные методы: от разбирательств с руководством школы до заявления в полицию. В таком случае ребенка следует оградить от общения с обидчиками — вплоть до того, что не отправлять его в школу. Разбираться с обидчиками — не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит: они могут избрать себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить психическую травму, возможно, для этого его придется перевести в другой класс или другую школу. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.

9. Знать, что самым эффективным был и остается единственный способ — уметь дать отпор и постоять за себя, защититься как словесно, так и при помощи силы. Поэтому лучшее, что родители могут сделать для своего ребенка в этой ситуации, — научить его быть сильным во всех смыслах. Такой полезный навык пригодится ему не только в школе, но и в будущей жизни.

Взрослым следует помнить, что в основе многих проблем ребенка лежит его заниженная самооценка.

Закладывается она в раннем детстве, когда ребенок узнает о себе только из слов и отношения к нему близких.
Положительное отношение к себе является основой его психологического выживания, и поэтому ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Ребенок ждет подтверждения того, что он хороший, что его любят, что он может справляться с посильными делами.

Есть выражение: «Единственное, что родители должны сделать для своего ребенка, — это дать ему высокую самооценку. Остальное ребенок сделает сам». А для этого он должен расти в атмосфере любви и уважения, в окружении жизнерадостных, гибких и чутких родителей, научивших его радоваться жизни. Именно в такой атмосфере вырастают уверенные в себе, любимые другими и способные на многое в жизни люди.

Источники:

kam-school15.ucoz.ru›Psiholog/deti_izgoi.doc
http://summercamp.ru/index.php?title=%D0%9A%D0%B0%D0%BA_%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%87%D1%8C_%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D1%83-%D0%B8%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D1%8E

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тебе помогут в Тамбове

Уполномоченный по правам ребенка Тамбовской области Евгений Леонтьевич Таможник г.Тамбов, ул.Советская, 106 "А", оф. 206

8 (4752) 72 65 44

Отдел охраны прав детства управления образования и науки области Варкова Людмила Викторовна

8 (4752) 79 23 30