Плановые консультации

Жестокое обращение с детьми в семье

[stextbox id=»warning» caption=»Плановые консультации» collapsing=»false» collapsed=»false»]Перейти на страницу «График плановых консультаций»[/stextbox]

Основную роль в воспитании и развитии ребёнка играет семья. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится поведению в различных ситуациях. Но порой самые близкие люди наносят вред собственным детям. К сожалению, жестокое обращение с детьми — не редкость в наше время.

Понятие «жестокое обращение с детьми» в российском законодательстве появилось в 1968 году в Кодексе о браке и семье. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав.

Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей: эмоциональное (психологическое), физическое и сексуальное, пренебрежение основными потребностями ребенка.

Эмоциональное (психологическое) насилие – постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, как правило, не получают никаких позитивных ответов или подкреплений со стороны родителей или опекунов. Всё хорошее, что делает ребёнок, как правило, игнорируется взрослыми, а любые негативные стороны поведения ребёнка всячески подчёркиваются, сопровождаются оскорблениями и суровыми наказаниями. В результате эмоции ребёнка развиваются односторонне, самооценка занижается, ребёнок не в состоянии понимать свои чувства, чувства других и не может выработать адекватное эмоциональное реагирование. Любое общение с родителями сопровождается эмоциональным напряжением, страхом, волнением.

К психологическому насилию можно также отнести частые конфликты в семье, происходящие на глазах у детей, втягивание ребёнка в ситуацию развода или раздела имущества.

Физическое насилие — нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, запирания в темной комнате, чулане, лишения пищи и питья, принуждения к неудобным длительным позам (стояние на одной ноге, сидения на корточках и т. д.); в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение (истязание), оно пoчти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Сексуальное насилие или совращение — использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает сексуальное оскорбление, сексуальное нападение, изнасилование, развращение, инцест (половая связь между кровными родственниками), показ порнографии детям, использование детей для производства порнографической продукции и проституции.

Пренебрежение — это форма жестокого обращения с детьми, при которой родителями или опекунами не обеспечиваются элементарные нужды ребёнка, такие, как еда, одежда, образование и забота о здоровье.

В данном случае речь идёт о семьях, где детей недостаточно кормят или пищу готовят непригодным способом (например, грудным детям дают плохо обработанную пищу), где детей одевают не по погоде, где ребёнка игнорируют и не проявляют к нему должного внимания, не заботятся о его здоровье, не выполняют медицинских рекомендаций, не отдают по возрасту ребёнка в школу, а если он всё-таки начал посещать школу, практически не интересуются его успеваемостью, не контролируют посещение занятий. К вариантам пренебрежительного отношения относятся случаи, когда маленького ребёнка отпускают гулять одного в вечернее время или рядом с проезжей частью. А также когда ребенок из-за небрежности взрослых может выпить оставленное без присмотра сильнодействующее лекарство, опрокинуть на себя горячую воду, выпасть из окна многоэтажного дома или получить сильный удар электричеством.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Последствия жестокого обращения с детьми

Дети, пострадавшие от любых видов насилия или недостойного обращения, похожи между собой тем, что все они пережили также психологическую травму.

Дети становятся недоверчивыми и боязливыми, они могут считать посторонних людей опасными и непредсказуемыми. У них формируется низкая самооценка, отсутствуют такие черты личности, как самоуважение и самоконтроль. Часто жажда мести приводит к тому, что ребёнок, жертва насилия, сам становится агрессором и провоцирует других на драки и ссоры. Возможен уход в религиозные секты, объединения в неформальные группы с криминальной направленностью.

Любое недостойное обращение с ребёнком является для него уроком того, что такое поведение взрослых с детьми приемлемо, и в будущем он будет моделировать такое же поведение. Из опрошенных подростков-правонарушителей две трети подвергались жестоким наказаниям с раннего детства. Реакции посттравматического стресса, в том числе постоянный возврат вспышек воспоминаний, приводят к низкой концентрации внимания на уроке, а затем и к низкой успеваемости.

У детей, которые с раннего детства являются жертвами физического насилия, встречается нарушение деятельности центральной нервной системы, может наблюдаться низкий уровень интеллекта, задержка психического развития, могут быть проблемы с речью.

Травмы головы, переломы конечностей и другие повреждения обрекают на плохое здоровье в течение всей жизни.

Защита прав и достоинств ребенка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6);

защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);

обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24);

признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);

защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34);

защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37);

меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39).

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);

за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).

Статья 117. Причинение несовершеннолетнему физических страданий путем систематического нанесения побоев влечет лишение свободы на срок от 3 до 7 лет.

Статья 156. За неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние связано с жестоким обращением с несовершеннолетним, родители могут быть лишены родительских прав.

Семейный кодекс РФ гарантирует:

право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);

право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);

лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);

немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).

Статья 56. Несовершеннолетний вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав и интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.

Статья 63. Родители обязаны воспитывать своих детей. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорблению или эксплуатацию детей.

Статья 69. В случае жестокого обращения с детьми и злоупотребления своими родительскими правами родители могут быть лишены родительских прав.

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56).

Предотвращение пренебрежительного отношения родителей к детям

Все родители должны знать, что если у них есть ребенок, то они обязаны заботиться о нем наилучшим образом. Причем знать это должны как матери, так и отцы, даже если они не живут с ребёнком. Ничто не является оправданием того, что дети лишены присмотра, не накормлены, вовремя не вылечены и т.д.

Что нужно каждому ребёнку, чтобы вырасти здоровым и полноценным человеком

Уважение. Идеи ребёнка о том, что является самым важным, могут отличаться от представления родителей. Нужно помнить об этом, когда ребёнок хочет сказать что-нибудь срочно, даже тогда, когда взрослые очень заняты.

Физическая забота. Это понятие включает в себя тепло в доме, адекватную одежду и достаточное количество еды, вовремя сделанные прививки, лечение, обеспечение безопасности ребёнка и т. д.

Похвала и призы. Они помогут ребёнку чувствовать уважение к себе и доверие к взрослым.

Внимание. Нужно слушать детей, и не только тогда, когда они что-то говорят словами, но и тогда, когда они пытаются показать вам это всем своим поведением.

Доверие. Необходимо показать ребёнку, что родители доверяют ему, и что бы ни случилось, они ему поверят и помогут.

Любовь. Это самое необходимое, в чем нуждается любой человек.

Базовые родительские установки, которые позволяют реализовать уважительные и доверительные отношения с ребенком.

  1. Ребенок ни в чем не виноват перед родителями: ни в том, что появился на свет, ни в том, что создал дополнительные трудности, ни в том, что не оправдал ожидания. И родители не вправе требовать, чтобы он разрешил эти проблемы.
  2. Ребенок — самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь, никто не имеет права. Можно лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
  3. Ребенок далеко не всегда будет послушным и милым.
  4. Во многих капризах и шалостях ребенка повинны сами взрослые, потому что вовремя не поняли его, пожалели свои силы и время.
  5. Родители должны всегда верить в то лучшее, что есть в их ребенке, в то лучшее, что в нем еще будет, сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

 

Источники:

https://bibliofond.ru/view.aspx?id=475144

https://dobriy-dom.ucoz.ru/publ/stati/pravovye_posledstvija_zhestokogo_obrashhenija_s_detmi/1-1-0-42

https://mne-bolno.ucoz.ru/publ/vidy_nasilija_i_ikh_posledstvija/1-1-0-125

https://www.tsput.ru/res/other/Bschool/Rights/rights3.htm

https://www.suchkovo-school.narod.ru/help/zestokoe_obrascenie/01_o_gestokom_obr.pdf

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *