Плановые консультации

Защита интересов учащихся в школе

[stextbox id=»warning» caption=»Плановые консультации» collapsing=»false» collapsed=»false» image=»null»]Перейти на страницу «График плановых консультаций»[/stextbox]

Все взаимоотношения учащегося и школы строятся на основе Закона Российской Федерации «Об образовании» и Устава школы. В соответствии с этими нормативными актами, Конституцией Российской Федерации, другими законами, — нормами международного права, каждый учащийся обладает определенными правами.

В жизни случаются ситуации, когда права учащихся нарушаются. Предлагаем вашему вниманию некоторые ответы на вопросы, касающиеся защиты интересов и прав детей  в школе.

Что делать, если кто-то из взрослых в школе меня ударил? 

Прежде всего, постарайтесь собрать доказательства того, что это в самом деле произошло. Найдите свидетелей. Обратитесь в школьный медицинский кабинет, поликлинику или травмпункт. Там врач официально подтвердит (даст справку), что у вас есть следы побоев (синяк, ссадина и т.д.). После этого можно добиваться наказания виновного работника школы.

(За помощью можно обратиться в школьные службы примиренияЕсли проблему решить не удастся, то можно обращаться в другие организации. Ваши родители могут обратиться в управление образования, к уполномоченному по правам ребенка. Самым серьезным шагом в этом случае будет обращение в полицию или в суд.)

Правда ли, что за прогулы и хулиганство могут отправить в спецшколу? 

Такие школы официально называются «специальными учебно-воспитательными учреждениями для детей и подростков с девиантным поведением». То есть с поведением, опасным для других людей, отклоняющимся от обычного поведения людей, нарушающим общественные нормы. Хулиганство и отказ ходить в школу относятся к девиантному поведению. Спецшколы призваны изменить опасное поведение, помочь ученику решить проблемы, которые привели его сюда, дать ему возможность получить общее среднее или специальное образование.

(Спецшколы могут быть открытыми или закрытыми. В школы открытого типа можно попасть за постоянное совершение нетяжелых правонарушений, отказ ходить в обычную школу. Для отправки туда необходимы: заключение психолого-медико-педагогического консилиума; рекомендация комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства; заявление родителей (лиц, их заменяющих); согласие самого подростка. Он должен быть старше 15 лет. 

В учреждения закрытого типа отправляют подростков от 11 до 18 лет за совершения уголовных преступлений. Из него нельзя уйти по собственному желанию. Решение о направлении  в такое учреждение может принять только суд.)

Учителя постоянно твердят мне, что меня скоро исключат из школы. За что и как могут исключить?

Исключить из школы очень сложно. Во-первых, исключить можно только с 15 лет. Во-вторых, должны быть очень серьезные причины – «неоднократные грубые нарушения Устава школы» (как это предусмотрено в ст. 19 Закона «Об образовании»). Наконец, решение об исключении Совет школы принимает только с учетом мнения родителей и комиссии по делам несовершеннолетних.

(Если ученик исключен из школы, то это не значит, что он может делать, что ему заблагорассудится: комиссия по делам несовершеннолетних должна в течение месяца обеспечить его трудоустройство или продолжение обучения в других учебных заведениях.)

Можно ли исключить из школы временно?

Нет, нельзя. В Законе «Об образовании» такой меры наказания не предусмотрено. В некоторых школах в Уставе или в других локальных актах есть специальный пункт о «временном отстранении от занятий». Решение об этом принимает Совет школы в присутствии ученика и его родителей. Как правило, с родителей берется расписка о том, что в течение определенного времени (от двух дней до двух недель) ребенок будет находиться дома под присмотром взрослых.

(Просто так никто не может сказать ученику: «Я не разрешаю тебе приходить на уроки». Во-первых, право на получение образования – одно из основных социальных прав человека, и никого нельзя лишить этого права, за исключением ситуации, описанной в предыдущем вопросе. Во-вторых, все то время, которое ребенок проводит в школе, за его жизнь, здоровье и безопасность отвечают учителя и школьная администрация. Где будет находиться и чем заниматься «временно исключенный» ученик? Кто будет за него отвечать?)

Что мне делать, если я опоздал на урок?

Вы должны постараться сделать все возможное, чтобы вам разрешили присутствовать на уроке. Выбор конкретного варианта поведения зависит от нескольких обстоятельств.

Во-первых, необходимо знать, есть ли в школе какие-либо локальные акты, регулирующие решение этой проблемы. Так, например, во многих школах опоздавший ученик должен взять у дежурного администратора или классного руководителя допуск на урок. Есть школы, в которых ученики (как правило, старшеклассники) могут находиться во время уроков в библиотеке. Если же никаких правил по этому поводу нет, ориентируйтесь на требования конкретного учителя-предметника. Помните, что никому не нравится, если его прерывают на полуслове в процессе работы.

(Если, опоздав к началу урока, вы остаетесь вне школы или пребываете в каком-либо школьном помещении (холле, коридоре, туалете), то вы таким поведением подводите учителя, который должен знать, где вы находитесь и почему вы не на уроке. Известно много случаев, когда учителям приходилось нести даже уголовную ответственность за то, что произошло с пропустившим урок ребенком.)

Что делать в случае конфликта с учителем, представителем администрации школы или обслуживающего персонала? Как отстаивать свои права?

Значительную помощь вам могут оказать специалисты школьных служб примирения, которые созданы во всех общеобразовательных организациях нашего региона.

Итак, вы решили отстаивать свое право и добиваться соблюдения закона.

Четко сформулируйте, какое именно ваше право или право кого-то из ваших товарищей вам кажется нарушенным. Определите, чего вы собираетесь добиваться, какие результаты вас устроят. Посоветуйтесь о ситуации с родителями или с другими людьми, которым вы доверяете.

Еще раз проверьте все обстоятельства произошедшего, соберите дополнительную информацию. Если что-то случилось не с вами лично, а с вашими знакомыми, дополнительная проверка нужна обязательно.

Если есть возможность, постарайтесь сразу же найти свидетелей нарушения, которые подтвердят ваши слова, и начните собирать союзников. Вместе отстоять любое право легче.

Начните с переговоров. Вполне возможно, что другая сторона видит ситуацию иначе. Вежливо изложите свою точку зрения, сразу же сошлитесь на законы и на свидетельства очевидцев. Выслушайте доводы другой стороны. Постарайтесь понять их логику и еще раз оценить, насколько права каждая сторона, насколько ее действия соответствуют закону. Если ваше мнение не изменилось, изложите свои требования. Будьте вежливы, но настойчивы.

Если конфликт не удалось решить во время первых переговоров, продумайте, что делать дальше. Попробуйте поговорить с учителем, которому вы доверяете, классным руководителем, попросите их помочь. Вполне возможно, они сумеют повлиять на того, с кем у вас конфликт.

Если это не помогло, обратитесь на уровень выше. Если у вас конфликт с учителем или с охранником, обратитесь к администрации школы – к завучу, директору или в Совет школы. Здесь будет нелишней поддержка кого-то из учителей, родителей, других учеников. Вежливо и четко изложите ситуацию, расскажите о ваших требованиях. Возможно, администрация школы сразу же устроит встречу всех сторон для совместного обсуждения.

Тогда же вы можете обратиться с официальной просьбой о проведении дисциплинарного расследования действий того, кто нарушал ваши права. В комиссию, которая будет заниматься расследованием, имеют право войти выборные представители учеников. Добивайтесь сами и с помощью родителей, чтобы представители учеников обязательно были в нее включены. По результатам расследования комиссии администрация должна принять какое-то решение, например, наложить взыскание на виновного или оправдать его.

Если администрация не идет вам навстречу, вы можете проводить во внеурочное время собрания по поводу защиты своих нарушенных прав. Правила проведения таких собраний должны быть описаны в Уставе школы. Если там этих правил нет, администрация обязана предоставить вам любое выбранное вами место на территории школы и не мешать вам. На собрание можно пригласить представителей администрации или прессы. Хорошо, если будет принят официальный документ – обращение или требования к администрации, будут выбраны представители для переговоров, для участия в комиссии и т. д.

Родители могут провести собственное собрание, обсудить на нем произошедшее, официально оформить свое решение и обратиться с требованиями к администрации школы.

Если решение администрации вас не устраивает, вы сами (выборные представители учеников) или ваши родители можете обратиться за помощью в специальные государственные органы, например в управление образования или в суд.

Помощь также могут оказать общественные и правозащитные организации, которые занимаются защитой прав детей, местная и городская пресса.

 

Источники:

https://ruk.1september.ru/view_article.php?ID=200702213

https://school1borisovka.ru/uploads/documents/2012_2013_uchgod/psixolog/zachita_prav_uchachixcya/pamyatka_ugolovnoe_pravo.pdf

https://ruk.1september.ru/article.php?ID=200800209

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *