Плановые консультации

Профилактика буллинга школе

[stextbox id=»warning» caption=»Плановые консультации» collapsing=»false» collapsed=»false» image=»null»]Перейти на страницу «График плановых консультаций»[/stextbox]

Каждый человек является личностью и достоин уважительного отношения к себе. Уважение к себе начинается с достойного отношения окружающих к человеку. Самоуважение, как неотъемлемая черта личности, зарождается с самых юных лет, поэтому очень важно, чтобы дети росли и развивались в доброжелательной атмосфере. Большую роль в этом играет не только семья, но окружающие сверстники. Особенно мнение ровесников становится очень важным в подростковый период, когда ведущей формой деятельности является общение. Гармоничные отношения в подростковой среде, наличие необходимой для подростков референтной группы (общности сверстников, чьи ценности и суждения они разделяют и принимают), очень сильно влияют на статус ребенка в коллективе.

Проблемные отношения среди учащихся – травля или буллинг (от англ. «bully» — травля, задирание, дедовщина). Это систематическая травля более слабого ученика одноклассником или коллективно. В роли жертвы могут выступать дети из неблагополучных или с низким достатком семей, с физическими проблемами, с яркими талантами либо же просто слабые, застенчивые и нерешительные по характеру. Критерий может быть почти любой, достаточно наклеить ярлык. Самая вероятная жертва – ученик, который старается сделать вид, что его не задевает оскорбление или жестокая шутка, но лицо выдает его (оно краснеет или становится очень напряженным, на глазах могут появиться слезы). Дети, которые не могут спрятать своей незащищенности, могут спровоцировать повторение инцидента со стороны агрессора.

Буллинг как явление разнообразен – это не только физическая агрессия, но и психологическая. Вероятно, это связано с тем, что открытая физическая агрессия очень скоро будет остановлена взрослыми – педагогами и родителями, а психологические притеснения могут долгое время быть не замечены взрослыми.

По статистике на первом месте по частоте встречаемости — словесная травля (оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д.), на втором месте — бойкот, на третьем — физическая расправа, на четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство. Каждый вид травли оставляет неизгладимый след в душе ребенка или подростка, который подвергается этим издевательствам.
Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это негативное явление может стать причиной разной тяжести психических отклонений, психосоматических заболеваний,  может явиться причиной самоубийства.

Важно понимать, что зачинщиками травли является не весь класс, а ограниченное количество учеников, все остальные, кто участвуют в насмешках, становятся последователями буллеров (агрессоров) по большей части оттого, что дети-последователи сами боятся оказаться в роли жертвы. Свою роль играет и так называемое «стадное чувство»: «Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул». При этом последователи и сам лидер травли порой даже не догадываются, насколько огорчен, растерян и подавлен ребенок, над которым издеваются, ребенок-последователь просто участвует в общем веселье. Многие, издеваясь над другими, используют это как своего рода способ самоутверждения. Для кого-то из последователей, возможно, важно получить расположение лидера-буллера.

Инициаторами травли выступают дети с нарциссическими чертами характера. Общеизвестно, что «основная особенность нарцисса – стремление к власти, самоутверждению за счет других». Быть «крутым», иметь авторитет среди сверстников, как человека, которому никто ничего не может сделать.

Если случай буллинга выявлен, крайне важна совместная работа педагогического коллектива, администрации заведения и родителей по ее устранению, а также профилактика возникновения аналогичной ситуации.
Методы прекращения буллинга в школе включают:

Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.

Влияние на агрессора извне. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит референтная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение.

Нужно учитывать, что при работе с буллерами разрешается критиковать, а также корректировать поведение, но ни в коем случае не переходить на личности. Нужно учитывать, что такие дети и подростки обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в своем учреждении какое-то достаточно осмысленное, а также ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также пережить чувство успеха.

Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему.

План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты.

  1. Прямота. Называем проблему своим именем — это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.
  2. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?». Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
  3. Введение новых правил поведения и ответственность. Предложите инициаторам насилия взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.
  4. Помощь специалиста. Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.

Школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где альфой выступает сам учитель. Он может эффективно пресекать проявления насилия. Необходимо проводить классные часы, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Социально-психологичесая служба должна проводить с классами тренинги на сплочение классного коллектива, развития терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.

Если этой проблемой серьезно заниматься всем участникам учебного процесса (учителям, родителям, учащимся), то высока вероятность того, что можно избежать многих конфликтов, и многие ученики смогут нормально существовать в школьном сообществе.

Источники:

https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-aleksandrovna-grishaeva/profilaktika-bulinga-shkole.html
https://tutknow.ru/psihologia/5646-kak-borotsya-s-bullingom-v-shkole.html
https://www.rasteniya-lecarstvennie.ru/13652-shkolnyy-bulling-profilaktika-u-detey-i-podrostkov.html

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *