Гендерная социализация подростка в семье

Россия – довольно консервативная страна в вопросах морали, отсюда наше неприятие западных ценностей новейшего времени: однополых браков и запретов на продвижение «бесполой модели» семьи, когда вместо мамы и папы ребенок получает «родителя №1» и «родителя № 2».

Воспитание детей в России с давних времен  осуществлялось естественно, с учётом гендерных особенностей уже с младенческого возраста. Так в потешках, пестушках, колыбельных песнях обращались не к ребёнку вообще, а конкретно к девочке или мальчику, где определялась их будущая деятельность. Девочки большую часть времени проводили с мамами, а мальчиков с трёх лет воспитывал отец. Дети постоянно общались с родителями, находились рядом с ними, видели, как те себя ведут в разных жизненных ситуациях. Девочки должны были заниматься приготовлением еды, шить одежду, а мальчики — это будущие добытчики (охотники и рыболовы, лесорубы).

Сегодня в нашем обществе воспитанием и мальчиков, и девочек занимаются в основном женщины: дома — это мама или бабушка, в детском саду — воспитатели.

Социальные изменения привели к разрушению традиционных представлений поведения мужчин и женщин. Процесс демократизации общества смешал половые роли мужчин и женщин. Сегодня женщины стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «мужскими» и «женскими» профессиями. Из-за этих изменений в обществе меняются в сознании детей представления о настоящих мужчинах и женщинах. Наблюдая за поведением детей в детском саду, можно заметить, что некоторые мальчики не могут постоять за себя, физически слабы, невыносливы и эмоционально неустойчивы, у них нет культуры поведения по отношению к девочкам. Девочки же, в свою очередь, лишены скромности, нежности, не умеют разрешать конфликтные ситуации. Сюжетно-ролевые игры детей не отражают традиционных представлений: часто мальчики и девочки занимают в них не свойственные половые роли, не умеют договариваться в игре. В трудовой деятельности дети не могут самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.

В настоящее время процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе называется гендерной социализацией.

В ходе гендерной социализации усваиваются сформировавшиеся в культуре представления о том, как следует ве­сти себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины. Данный процесс связан с осмыслением личностью своей духовно-нравственной при­надлежности к той или иной группе (мужчины/женщины). В резуль­тате личность осознает свою социально-ценностную и эмоциональ­но-психологическую значимость как члена своей группы.

Половая социализация оказывает содействие формированию гендерного поведения. Существуют разные трактовки данного понятия: это и поведение, которое реализует социальные, нормативные ожидания, определяющие, чем должны или не должны заниматься мужчины и женщины; и поведение, присущее человеку определённого пола при выполнении им разных социальных ролей. А также это социальное поведение, которое реализует комплекс ожиданий, стереотипов, требований, адресованных обществом представителям мужского или женского пола. Относительно подросткового возраста, гендерное поведение понимается как особая модель социального поведения, отражающая систему представлений о своем половом образе, который раскрывается в разных ситуациях, в деятельности, в способах взаимоотношений девочек и мальчиков, обусловленных эталонами мужского и женского поведения.

Очень важно, чтобы в этом процессе отцовское и материнское влияние сбалансировалось. Так, на ранних этапах жизни для детей обоего пола более важен психологический контакт с матерью, в подростковом возрасте на первый план выходит отцовское воспитание, особенно если речь идет о мальчиках-подростках. У подростков мужского пола должна формироваться маскулинность (традиционно ожидаемое обществом поведение мужчины), а у девочек-подростков – фемининность (женственность). У мальчиков — это активность, настойчивость, сообразительность, уверенность в себе, у девочек — уступчивость, пассивность, зависимость.

Безусловно, в чистом виде эти качества не встречаются, особенно в современном обществе.

Пренебрежение к интересам ребёнка, отчуждённость, равнодушие, бесконтрольность со стороны матери и отсутствие отцовского примера для наследования подталкивают подростка к проявлению более маскулинных черт личности. Определенное равнодушие приводит к тому, что подросток становится более агрессивным, погруженным в собственный мир.

Повышенные требования со стороны родителей стимулируют подростка к определённому уровню ответственности перед старшими членами семьи, перед педагогами. Подросток старается во всем соответствовать этому уровню требований, которые перед ним ставит взрослый: в поведении, обучении, отношениях с другими. А тип семейного воспитания с гиперопекой и гиперпротекцией (чрезмерной заботой о детях), вырабатывают у подростка определённые привилегии относительно других. Ребёнок считает себя более важным и недостижимым для других. Тем самым родители бессознательно предоставляют подростку больше возможностей для того, чтобы он проявлял фемининные черты личности.

На освоение половых ролей подростком влияют принятие со стороны отца и матери, уровень строгости, согласия и последовательности обоих родителей или одного из них в неполной семье, характер сотрудничества и близости поколений, в том числе степень контроля, требовательности по отношению к детям в семье.

Главными эталонами гендерного поведения являются отцы. Отец дает ребёнку мир мысли, закон, порядок и дисциплину. Он необходим ребёнку на протяжении всего ее развития. Отец для подростка — источник безопасности. Роль отца, который активно общается с детьми и является для них авторитетом, незаменима. Ребёнок лучше социализируется, находясь в близком контакте с таким отцом, устраняется опасность возникновения акцентуаций (чрезмерно выраженных черт характера) и психопатологий.

Итак, отец возникает как авторитетный социальный образец, пример поведения, его присутствие в семье придаёт подростку уверенность и самостоятельность в принятии решений. Лишь отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению, что важно при нахождении в референтных (значимых для подростков) группах сверстников.

Чем больше подросток привязан к матери (по сравнению с отцом), тем он менее активен, хуже может противостоять агрессии окружения. Чем меньше ребёнок привязан к отцу, тем более вероятны сниженная самооценка, тем меньше значения он придаёт духовным и социальным ценностям, по сравнению с материальными и индивидуалистическими ценностями.

Отец также играет важную роль в развитии девочки-подростка. Его черты, особенности его поведения, нюансы взаимоотношений с ним запоминаются, временами бессознательно, и становятся образцом, своего рода полюсом (положительным или отрицательным), к которому будут со временем притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типы и формы поведения будущей женщины с мужчинами. Тёплые отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью.

Такая модель отношений оказывает содействие подростку в принятии себя как женщины и помогает в гетеросексуальной (свойственной большинству людей сексуальной ориентации) адаптации. Это же касается и мальчиков-подростков. Если мальчик идентифицируется со своим отцом и сохраняет при этом тёплые отношения с матерью, то его дальнейшие отношения с женщинами, вероятно, будут благоприятными. Самооценка мальчиков зависит от степени поддержки их родителями.

Жизнь и условия воспитания ребёнка без матери и особенно отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребёнка в полной семье. Даже если мать или отец старается заполнить отсутствие второго родителя, чаще именно отца, и делает все возможное, чтобы соединить в себе роли обоих родителей, он или она в принципе не могут реализовать одновременно обе родительские позиции — материнскую и отцовскую. Такие условия жизни подростка будут отражены в особенностях его личностного развития: его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении с окружающими, в гендерном поведении.

Дисфункциональные детско-родительские отношения могут иметь место и в полной семье. К факторам, провоцирующим нарушения в процессе гендерной социализации мальчика, относятся симбиотическая связь с матерью, сниженный авторитет отца, авторитарность матери и эмоционально обедненные отношения с отцом.

Итак, подростки для формирования гармоничной, адаптивной, функциональной гендерной идентичности нуждаются в близких, эмоционально насыщенных отношениях и с матерями, и с отцами. При этом неполнота семьи необязательно приводит к деструктивным последствиям для личности ребенка, а дисфункциональные отношения зачастую встречаются и в полной семье.

Источники:

https://knowledge.allbest.ru/sociology/3c0a65635a2bd69a4c53a88521206c26_0.html

https://studfiles.net/preview/6022108/

Гендерное воспитание

http://www.b17.ru/blog/24245/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тебе помогут в Тамбове

Уполномоченный по правам ребенка Тамбовской области Евгений Леонтьевич Таможник г.Тамбов, ул.Советская, 106 "А", оф. 206

8 (4752) 72 65 44

Отдел охраны прав детства управления образования и науки области Варкова Людмила Викторовна

8 (4752) 79 23 30