Ответы на вопросы от специалистов

 

Вопросы от специалистов

Я готовлюсь стать учителем, мне нравится работать с детьми. Но я стесняюсь публичных выступлений. Теперь думаю: а не ошиблась ли я с выбором профессии? Можно ли преодолеть этот страх?

Переживания перед выступлениями являются совершенно нормальным явлением. Иногда переживания приобретают слишком большой масштаб и слишком сильно влияют на наше самочувствие.

Существующий негативный опыт будет мешать на первом этапе работы, но он не должен влиять на выбор специальности. Что действительно важно для педагога, так это иметь:

желание преподавать и делиться своими знаниями;

любовь к предмету, который ведешь;

стремление зарождать интерес у других;

креативность (творческий подход к передаче информации способствует эффективному преподаванию);

терпимость;

отстраненность от оценочных суждений (нельзя судить своих учеников).

стремление расти и развиваться в своей области.

Существующие страхи преподаванию они не помеха. Как же их победить?

В психологии есть правило: то, что дается сложнее, и есть твой внутренний потенциал. То есть если у человека проблема в чем-то, значит, ему нужно именно в этом направлении развиваться. И в итоге он может стать прекрасным учителем или великим оратором.

Преподавательская деятельность – отличное подспорье в борьбе со страхом публичных выступлений. Чем больше занятий человек будет вести, тем меньше стресса он будет испытывать: то, что раньше казалось коллапсом, постепенно трансформируется в обыденность. Поэтому ни в коем случае нельзя идти на поводу у наших, пусть и сильных, эмоций. А вот следовать за мечтой и призванием, наоборот, правильно.

 

Работаю учителем. В одном из классов есть старательный ученик, но выше «4» я поставить ему не могу. Его родители считают, что их ребенок достоин высшей оценки и упрекают меня в необъективном отношении к их сыну. Ситуация конфликтная. Подскажите, что можно сделать?

Необходимо поговорить с родителями, объяснить им объективную причину, почему их ребенок получает оценку не выше «4». Возможно проведение индивидуальных занятий либо самим учителем, либо предложить родителям найти репетитора. Так же можно поговорить с самим учеником, выяснить, какие у него трудности в усвоении нового материала и помочь преодолеть эти проблемы.

Я являюсь классным руководителем 7 класса. Активно сотрудничая с педагогом-психологом школы, в процессе работы с классом столкнулась с неадекватными представлениями учащихся о деятельности психолога. Как объяснить подросткам, что в обращении к психологу нет ничего постыдного?

В наше время из-за стремительно растущего темпа жизни все больше людей сталкиваются с психологическими проблемами: страдают от депрессии, испытывают панические атаки, подвергаются сильным стрессам. Однако они борются со своими проблемами самостоятельно и не спешат обратиться к психологу, считая это ненужной роскошью, либо вовсе чем-то постыдным. В то время как на Западе иметь личного психолога и даже психотерапевта уже давно в порядке вещей.

Если даже взрослые далеко не сразу признаются в том, что у них есть какие-то душевные травмы, то от детей и подавно не стоит ждать откровенности. Ребенок, который сам приходит к психологу явление достаточно редкое. Подростковый возраст – период переломный и сложный. В основном подростки испытывают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, чувство одиночества, неумение общаться, отсутствие друзей, комплекс неполноценности или повышенную тревожность. При этом одна из самых больших проблем заключается в том, что ребенок часто закрывается от родных и друзей и остается со своей проблемой один на один. Хорошо, когда рядом есть те, кто выслушает и даст дельный совет. Таким человеком и может стать школьный психолог, но только в том случае если его авторитет в школе достаточно высок.

Попробуйте рассказать ребятам в классе пример из своей жизни или жизни Ваших знакомых, когда Вам действительно помог психолог. Если же такого случая не было, расскажите о своих переживаниях, когда Вы были подростком. Подведите к тому, что в это время Вам очень нужна была помощь. Расскажите, кто оказал Вам ее тогда. Если Вам в юности никто не помог, скажите о том, что Вам очень не хватало тогда помощи со стороны. А сейчас это может сделать психолог. Ведь его профессия и заключается в том, чтобы в сложных ситуациях помогать людям.

Объясните ребятам, что все то, о чем они будут говорить с психологом  —  сугубо конфиденциальная информация. Психолог не имеет права раскрывать кому-либо их тайны. Даже другим специалистам. Есть только два исключения, когда психолог может сообщить родителям или экстренным службам, о чем подросток рассказал на приеме: это когда он собирается сделать что-то, что угрожает его жизни или жизни других людей.

Я работаю учителем не первый год. В одном из классов есть ученик, которому очень не нравится преподаваемый мною предмет, и он открыто об этом заявляет. Пытаюсь справиться с эмоциями, но не всегда это получается. Назревает конфликт. Посоветуйте, как быть в этой ситуации.

В первую очередь, нужно узнать причину такого поведения. Пригласите его на личную беседу, спросите, что именно его не устраивает в вашем предмете. Важно установить доверительный контакт с учеником, иначе диалога у вас не получится. Для этого не будьте с ним строгим, не стоит задавать вопросы в грубой форме, иначе это будет похоже на допрос и ответа вы в конечном итоге не дождетесь. Когда у вас получится узнать, что все-таки не так в вашем предмете, начинается самое сложное. Необходимо поменять его мнение, которое может зависеть от многих факторов: ему не интересен сам предмет, подача материала, сложное домашнее задание и т.п. Спросите, что нужно сделать, что бы этот предмет его начал заинтересовывать, либо предложите свой вариант. Тут главное найти компромисс, либо пойдите на небольшие уступки.

Я учитель средней школы. В классе есть слабый физически и психологически ученик. Другие учащиеся любят смеяться над его ответами. Отвечая у доски, он запинается, сбивается, ожидая насмешек. Приходится ставить плохие оценки.

Ответ.

Учителю необходимо осуществлять индивидуальный подход в общении с таким учеником, особо нуждающимся в поддержке педагога. Можно поручить выполнение общественных поручений, дать ученику специальное задание, знакомство с результатами которого может вызвать интерес класса; можно направить его на конкурс или олимпиаду с учетом его сильных сторон, а потом похвалить при классе и вручить грамоту, хотя бы за участие. Это поможет ученику раскрыться, показать его внутренние способности и возможности. Ученик должен не бояться сделать ошибку.

С коллективом класса тоже необходимо работать, вызвав на серьезный разговор в отсутствие затравленного ими ученика. Одноклассники должны научиться поддерживать друг друга и принимать других такими, какие они есть.

 

Я работаю в школе учителем 3 года. У меня на уроке происходят конфликты с учеником 6 класса, трудным ребенком. Он не соглашается с отметками, грубит, мешает ведению урока. Начинаю его призывать к соблюдению дисциплины – получается только хуже. Как мне решить сложившуюся ситуацию?

Здравствуйте! Данный конфликт, видимо, происходит на глазах одноклассников, поэтому нецелесообразно отчитывать ученика, нарушающего дисциплину, перед классом. Важно также не реагировать на провокации и не выделять ученика негативным образом перед всем классом. Это может только навредить ситуации. Мальчик будет вынужден защищаться, и конфликт продолжится.

Можно выйти с ним на пару минут из класса для короткой беседы, при необходимости поговорить с ним после урока. Разговаривайте спокойно, аргументированно поддерживая свою позицию, при этом необходимо дать возможность высказаться ученику.

В дальнейшем можно использовать алгоритм конструктивного решения школьного конфликта

  1. Спокойствие.
  2. Анализ ситуации без превратности.
  3. Открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  4. Выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.
  5. Выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

 

 

 

Должен ли учитель сообщать родителям о плохом поведении их детей в школе или должен сам решать эти проблемы?

Ответ.

На основании Закона Российской Федерации «Об образовании» родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Учитель может сообщать родителям о плохом поведении их детей. Но делать это необходимо корректно, учитывая особенности каждой ситуации. Родители иногда могут не замечать изменений в поведении своего ребенка, поэтому своевременное информирование родителей поможет справиться с проблемой.