Есть такая служба!

О росте школьных конфликтов, молодежной преступности часто слышишь в средствах массовой информации. Наблюдения за происходящими событиями говорят о том, насколько важно озаботиться каждому человеку: а что он может сделать, чтобы ситуация изменилась?

Как говорят медики, заболевание легче предупредить, чем лечить. Тем более что вызовы к директору и завучу, а также приглашение некоторых «отличившихся» подростков на совет профилактики не дают результата: поругают – и на этом все заканчивается. Как говорят ребята, «несколько минут позора и можно продолжать делать то, что делал». А если эти меры становятся слишком жесткими, подростки просто отходят от школы и попадают в различные плохие компании.

В соответствии с постановлением Администрации Тамбовской области от 11 марта 2015 г. №228 «Об утверждении программы Тамбовской области «Защитим детей от насилия!» на 2015-2017 годы» и приказом Управления образования  и науки Тамбовской области от 29.05.2015 г. №1735 « О расширении сети и инфраструктуры социальных услуг для детей и семей с детьми в рамках реализации программы Тамбовской области «Защитим детей от насилия» на 2015-2017 годы» в нашей школе №7 г. Мичуринска в мае 2015 года была создана школьная служба примирения (медиации). Именно в ее работу входит  разрешение конфликтов с помощью восстановительных процедур. Данная служба сводит на нет отношения, мешающие установлению контакта и понимания между людьми.

Развитие медиации в нашей школе связано с необходимостью формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты прав детей, а также необходимостью преодолеть субъективный барьер в оценке и урегулировании споров. В медиации нет «моё мнение, я считаю…»и т.д.  Есть технология. Ей необходимо обучаться. Казалось бы, любому педагогу это по плечу, но это только на первый взгляд.  Этому нужно обучаться, чтобы уйти от привычного «разбора полетов» ситуаций по оценке поведения учащихся. Специалисты нашей школы, заместитель директора по ВР Верховцева Н.А., педагог-психолог Попова Г.А., социальный педагог Иванова О.М., педагог-организатор Булыгина И.Н., в июне и августе 2015г. участвовали в работе обучающих семинаров-тренингов «Проектирование служб медиации (примирения) в Тамбовской области» и «Обучение навыкам проведения программ восстановительной медиации». Обучение осуществлялось президентом Всероссийской ассоциации восстановительной медиации Рустемом Рамзиевичем Максудовым на базе регионального центра развития сети служб примирения в образовательных организациях области.  Оно еще не закончено и будет продолжено в декабре.

13 октября 2015 года  состоялся областной семинар-совещание в режиме видеоконференцсвязи «Развитие сети служб школьной медиации в образовательных организациях», организованный куратором школьных служб примирения Тамбовской области Устименко Еленой Николаевной. Во время этого семинара  специалисты школьных служб медиации поделились своим опытом и обозначили первоочередные задачи.

Задача сегодняшнего дня — продвигать идеи восстановительных подходов средствами школьных служб примирения. В нашей школе были проведены презентации о работе службы для учеников, педагогов, родителей. В основном это просветительские мероприятия – пропаганда идей восстановительного правосудия через различные формы работы с участниками образовательного процесса.

Ученики 1-4 классов приняли участие в коллективном творческом деле «Если с другом вышел в путь». Проведение данного мероприятия способствовало развитию у ребят самостоятельности и личной ответственности, воспитанию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Программу провела Инна Николаевна Булыгина — куратор школьной службы примирения. И теперь все ученики начальной школы знают,  что в школе есть служба, где всегда помогут разрешить конфликт и помириться.

Учащиеся среднего и старшего  звена познакомились с работой школьной службы примирения на классных часах. Ребята узнали, что восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.

Сейчас в школе формируется команда школьной службы примирения из числа учащихся 8-9 классов. После посещения занятий и тренингов ребята сами смогут участвовать в проведении восстановительных мероприятий среди школьников. Участие в работе данной службы даст подросткам возможность овладеть коммуникативной грамотностью, а это очень важно, да  и просто необходимо в дальнейшей жизни, так как все конфликты связаны с отсутствием умения общаться.

На школьном сайте создана страничка «Школьная служба примирения», где не только можно узнать информацию о деятельности нашей службы, но и обратиться к специалистам в случае возникновения конфликтной ситуации. Также с работой школьной службы примирения можно познакомиться на страничках нашей школы на сайтах «Дневник.ру» и на портале «Подросток и общество».

Конечно, восстановительный подход не способен разрешить все школьные конфликты, он не подменяет административные меры. Но важно, что у ребят есть возможность воспользоваться восстановительным подходом в максимальном количестве случаев и  предупреждать свойственную сегодняшним подросткам  нетерпимость и агрессию.

Куратор школьной службы примирения МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска
 Инна Булыгина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *