В жизни много ситуаций, когда нужно держать себя в руках. Стрессы, сложные периоды, профессиональные испытания — все это требует выдержки и особого психологического навыка — самообладания.

Самообладание — это умение управлять собой, своими чувствами и действиями, нести ответственность за них. Это очень ценное свойство личности, но его не так просто развить даже взрослому человеку. И если его с детских лет не научить управлять собою, во взрослой жизни это будет сделать намного труднее. Потому что только в детстве психика ребенка сверхгибкая и восприимчивая к любой информации, она быстро впитывает знания, вырабатывает навыки, умения и адаптируется к внешней среде.

Первые знания о мире и о самом себе ребенок получает от близкого окружения — родителей и родственников. Они постоянно находятся рядом с малышом. Своим примером они показывают, как нужно себя вести. Реакции взрослых людей на раздражители, поведение в конфликтах, интонации голоса, жесты, темп речи, часто повторяющиеся фразы — все это откладывается в сознании ребенка и используется им в жизни. Он понимает, когда его хвалят, когда ругают, пытаются остановить, если впереди опасность. Он слышит оценки людей о самом себе, так формируется его образ. Все это важные этапы воспитания. И именно через них закладываются основы личности.

Так как для ребенка источником знаний является близкий человек-взрослый, то этот источник  передаст ему такие навыки и свойства характера, которыми обладает сам. Если взрослый человек тревожная, эмоционально неустойчивая личность, то его состояние может быстро отразиться на ребенке. Страхи взрослого человека будут передаваться и малышу. Если, например, мама постоянно повышает голос, ругается матом, кидает предметы, плачет, то для малыша это будет болезненным испытанием, которое скажется на его развитии и надолго останется в бессознательном. Он даже может заболеть и стать капризным или вялым. Он будет смотреть на мир и видеть в нем страдание и агрессию. В будущем, наблюдая за импульсивностью и несдержанностью родителей, дети будут повторять их поведение. Если родители постоянно пугали ребенка, то он может остаться пугливым на всю жизнь.

Если же родители спокойные, понимающие и любящие люди, то ребенок примет от них эти качества, и они помогут ему быть успешной и гармоничной личностью.

Поэтому воспитание самообладания ребенка начинается с личности взрослых людей, которые находятся рядом, будь то родители или люди, заменяющие их. То есть родители должны быть сами примером для подражания своему ребенку.

  1. Говорить спокойно, доброжелательно, без упреков, угроз и обвинений. Излагать свои мысли понятно и доступно. Только так ребенок может услышать и понять взрослого.
  2. Всегда выполнять обещания, отвечать за слова, действия и доводить дело до конца, чтобы ребенок учился ответственности, честности и развивал свою волю.
  3. Объяснять ему причины возникновения тех или иных ситуаций, причины наказания, гнева родителей и многих других событий. Чтобы ребенок понимал, что именно сделал не так.
  4. Вести единую политику воспитания. То есть между родными в семье не должно возникать хотя бы видимых противоречий и конфликтов. Если родители спорят друг с другом о подходах в воспитании, то лучше это делать без ребенка. Потому что если мама будет ругать, а отец будет защищать ребенка от матери, то она станет противником, потеряет свой авторитет и уважение в глазах ребенка, и он перестанет ее слушаться.
  5. Всегда давать ребенку право выбора. Например, сказать:  «Ты можешь сделать уроки сейчас, а потом бежать играть на улицу и больше не думать о домашнем задании. Или можешь сейчас идти, но, придя домой, будешь сидеть за уроками до ночи, ляжешь поздно, не выспишься и усталым пойдешь в школу». Даже если ребенок выберет второе, то на завтра ему действительно будет тяжело вставать, в школе будет сонливым. Он поймет, что родители были правы. В следующий раз он будет слушать их внимательнее и доверять им.
  6. Относиться к ребенку, как ко взрослому. Спрашивать у него советов, обращаться за помощью, привлекать к совместной деятельности, делиться секретами. У каждого ребенка должны быть свои обязанности: учиться в школе, помогать маме убирать в доме каждое воскресение, встречать бабушку на остановке и т.д.
  7. В семье должны быть свои правила и традиции, распорядок дня и дисциплина, чтобы ребенок умел подчиняться определенным правилам и бережно относиться к родному дому. Например, в семье не принято повышать голос и использовать агрессивные обидные слова. Или каждую субботу все родственники собираются вместе за столом, и дети тоже должны присутствовать, даже если им не хочется, и они капризничают.

Спешить в обучении самообладанию и требовать от ребенка мгновенных результатов не стоит. Ведь он проходит  свои этапы развития, и на первых порах ему может быть физически трудно справляться с требованиями окружающей среды. И, конечно, сам ребенок может волноваться по этому поводу и испытывать сильное напряжение. Поэтому любовь и понимание родителей помогут ему преодолеть трудности в управлении собой и сделают этот процесс комфортным и эффективным.

Особое внимание следует уделить ребенку в подростковом периоде. Этот возраст требует терпения со стороны взрослых. Даже сформированные навыки самообладания у подростка не проявляются из-за воздействия гормонов на организм и психику. Тем не менее, работу по обучению самообладанию в этом возрасте нужно будет продолжать кропотливо и терпеливо, демонстрируя примеры самообладания и разъясняя ребенку последствия его действий, показывая свою любовь  и проявляя строгость, оказывая содействие, чтобы дети верили в себя.

К сожалению, родители чаще выражают недовольство и гнев, нежели  и любовь, а это жизненная опора человека, необходимая для формирования самоконтроля. При общении с подростками стоит использовать следующие принципы:

замечайте эмоциональные потребности ребенка и не скупитесь на ласку: обнимайте и целуйте, провожая в школу или на тренировку, радуйтесь, когда ребенок пришел домой, молча прижимайте к себе, когда видите, что ребенок в этом нуждается – это укрепит вашу с ним эмоциональную связь и придаст подростку уверенности;

создайте в доме атмосферу дружелюбия, в которой ребенок может расслабиться, зная, что здесь его не обидят и не унизят, постарайтесь, чтобы в вашем доме не было проявлений гнева, ссор и споров;

интересуйтесь жизнью своего ребенка – дети лучше учатся, если родители участвуют в их школьной жизни; если папа и мама обсуждают что-то с подростком, не игнорируют его мнение, это формирует высокую самооценку, что тоже необходимо для развития самообладания; если знать друзей ребенка, то снижается вероятность неприятных ситуаций и того, что он попадет в дурную компанию;

прежде чем ребенок научится контролировать себя, родителям необходимо самим контролировать и корректировать его поведение. Принимая правила родителей, выполняя их, ребенок учится самоконтролю. Если внешнего (родительского) контроля не будет, то внутренний не сформируется;

ясно проговаривайте то, каких действий и результатов вы ждете от ребенка: порой то, что очевидно для взрослых, подростку надо растолковать;

объясняйте логику своих правил: понимая их суть, ребенку не составит труда вести себя самостоятельно должным образом; интересуйтесь мнением подростка по поводу ваших решений – это придаст ценности его соображениям и ощущение сопричастности;

будьте последовательны: если правила часто меняются, добавляются условия, а их выполнение не всегда требуется, безответственность у ребенка гарантирована;

не наказывайте слишком строго: ребенок не научится контролировать свои эмоции, если родители чрезмерно проявляют свои;

чтобы у подростка развивался внутренний контроль, необходимо ослаблять контроль внешний, тогда, если все получится, ребенок почувствует радость и избежит серьезных последствий, если что-то пошло не так;

ребенку необходимо почувствовать себя взрослым, поэтому родительские ожидания должны соответствовать его возрасту и возможностям; в случае неудачи необходимо разложить ситуацию по полочкам и определить, что надо было сделать по-другому, не забывая похвалить за то, что было сделано правильно;

давайте ребенку свободу: не контролируйте каждую мелочь, иначе ни о каком самоконтроле не будет речи.

Выражайте любовь, проявляйте строгость, поддерживайте своего повзрослевшего ребенка – соблюдайте все эти принципы воспитания, и подросток научится контролировать себя.

Учите ребенка самообладанию, учитесь самообладанию вместе с ребенком, и в собственной жизни вам откроются новые возможности.

 

 

Источники:

https://detkino.ru/node/17962

http://www.b17.ru/article/4719/

 

 

 

Тебе помогут в Тамбове

Уполномоченный по правам ребенка Тамбовской области Евгений Леонтьевич Таможник г.Тамбов, ул.Советская, 106 "А", оф. 206

8 (4752) 72 65 44

Отдел охраны прав детства управления образования и науки области Варкова Людмила Викторовна

8 (4752) 79 23 30