Подростки и карманные деньги

В современном мире детям и взрослым необходимо умение обращаться с деньгами. Родители могут помочь подросткам, развивая навыки финансовой грамотности и денежные привычки.
Говорить о деньгах никогда не слишком рано. Постепенно нужно вовлекать подростка в финансовую жизнь семьи. Совсем не обязательно посвящать его в основные источники вашего дохода и долговые нагрузки, достаточно позволить своему ребенку видеть, какие суммы вы тратите на покупку продуктов и оплату коммунальных услуг, сколько стоят его вещи. Пригласите его принять участие в составлении семейного бюджета. В процессе произнесите: «Большие траты, если бы не эти расходы можно было бы съездить на выходные в горы. Как думаешь, без чего мы могли бы обойтись, на чем сэкономить, чтобы выкроить деньги на веселые выходные?» Только будучи вовлеченным в экономию и расходы, подросток узнает цену деньгам. Обязательно используйте на практике советы и открытия, которыми поделится с вами подросток. Конечно, если в них есть здравый смысл.
Карманные расходы. Чаще всего небольшие повседневные суммы становятся действительно необходимы детям с 6-7 лет. В течение 3-4 месяцев частого обращения с деньгами ребенок привыкает считать сдачу, правильно хранить деньги, помнить, сколько их осталось. Вот что категорически не удается младшим детям – это планирование. Поэтому в начальных классах карманные деньги выдают 1 – 2 раза в неделю. Однако на практике младшие школьники редко взаимодействуют с деньгами: школа рядом, деньги за обеды и на нужды класса родители сами сдают учительнице.
В 5 – 6 классе желательно, чтобы у подростка были карманные деньги, даже если школа по-прежнему рядом… Сколько? Универсального рецепта нет. Пока вы остаетесь для ребенка близким человеком, вам нетрудно представить его реальные нужды. Придется учесть расходы на тренажерный зал, кино, кафе…
Карманные деньги выдаются в установленных размерах в оговоренные сроки, не подлежат отчетности (во всяком случае, явной) и не могут быть ни изъяты в наказание, ни восполнены в случае утери или нерационального расходования.
Подарки. Большинство российских психологов считают, что дарить деньги ребенку до 14-16 лет не стоит. Ориентироваться на его пожелания – да, выбрать вместе с ним – да, передать в руки конверт – нет! Подарить конверт (деньги) – значит откупиться от необходимости тратить на ребенка свое время и внимание. Детей это обижает, из мести они начинают бездумно растрачивать подаренные вами деньги. Если все же кто-то из родственников подарил купюру, просто поговорите с подростком: как он распорядится деньгами – проест на мороженое или купит что-то стоящее? Ребенок не должен тратить подаренные деньги как попало. Договоритесь, что он выдвигает предложение, а решение принимаете вместе на семейном совете.
Потрудиться, чтобы заработать. Вряд ли стоит всерьез обсуждать проблему: платить ли деньги за учебу, уборку или выгул собаки? Не обедняйте стремление подростка к саморазвитию и успеху, его желание помочь родителям, любовь к животным. Если подросток увлечен каким-то делом, горит познанием, стремится помогать – это его внутренняя мотивация. Но стоит начать платить ему за это деньги, как очень скоро душевный порыв трансформируется в одолжение, вырабатывается потребительское отношение. И если (все в жизни бывает) у вас временно нет возможности поощрять ребенка купюрами за помощь по дому или хорошие отметки, у него пропадет всякий стимул продолжать в том же духе. Еще бы, ведь родители больше не «спонсируют» его, а значит – стараться и что-то делать попросту незачем. Запомните, что уборка и помощь, учеба в школе – это не работа, а обязанность каждого ребенка!
Отличный вариант – общесемейный труд, который позволит вместе немного заработать или сэкономить. Так, например, семья 12-летнего Миши К. дважды в год моет окна у папы в офисе. Половина заработанных денег традиционно проедается в кафе, а остаток делится поровну на всех. И хотя маме легче дать Мише эти деньги просто так (семья не бедная), она почему-то ежегодно устраивает этот «субботник», иногда прихватывая и Мишиных друзей.
Официально устроиться на работу можно начиная с 14 лет. Если ваш возмужавший ребенок решил искать работу – не бегите впереди паровоза! Вам легче распознать и отсеять сомнительные предложения и аккуратно посоветовать стоящие. Но! Окончательную точку в выборе должен поставить сам соискатель.
Заработанные деньги ребенок имеет право потратить на себя. Но если он захочет купить всей семье торт-мороженое – это добрый знак. Можно заранее рассказать истории о первой зарплате отца, бабушки, старшей сестры.
Нужно ли лишать денег провинившегося подростка? На этот вопрос можно дать лишь неоднозначный ответ. Мы уже поговорили о том, что деньгами не стоит поощрять помощь по дому или хорошую успеваемость в стенах школы. Но и штрафовать отпрыска за невымытую посуду или неубранную квартиру тоже не стоит. Помните, что подростки – народ бунтарский.
Вопрос о штрафных санкциях нужно заранее обсудить с тинейджером, тем самым установив четкие грани. Например, если ребенок избил одноклассника или же порвал дорогую качественную вещь – после воспитательной беседы можно сказать о том, что в этом месяце он получит меньше денег.
Распространенная ошибка родителей – использовать деньги в качестве шантажа. Это усугубит ситуацию еще больше, а также приведет к отчуждению подростка.
Карманные деньги — это лучший способ научить ребенка азам финансовой грамотности. Разумеется, можно продолжать выдавать деньги ребенку «по требованию». Но у такого метода есть несколько подводных камней. Во-первых, ребенку придется просить деньги и докладывать о том, что именно он хочет купить. То есть в такой ситуации окончательное слово остается за родителями. Такая финансовая модель поведения не учит подростка ни копить, ни планировать свой бюджет, ни экономить. Ведь деньги дают всегда – стоит только попросить.
Не нужно видеть корень зла в карманных деньгах. Наоборот, это лучший способ научить ребенка азам финансовой грамотности. К тому же, такая модель поведения учит детей тому, что деньги – понятие не резиновое.
Источники:
https://kovalevamxk.ucoz.ru/publ/sovety_psikhologa/podrostok_i_dengi/3-1-0-18