Трудности адаптации школьников к новым условиям учебной деятельности

Начало обучения в школе, переход из начальной в среднюю, из средней – в старшую справедливо считают кризисными периодами. Подобные переходные периоды в жизни и деятельности детей выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания как педагогов, так и родителей.
У учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов меняется их социальное окружение, новые условия обучения и воспитания выдвигают более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к уровню сформированности у детей учебных знаний, умений, навыков.
Адаптация – динамический процесс приспособления человека к изменяющимся условиям окружающей среды.
Адаптация в социуме – усвоение личностью социального опыта общества в целом и опыта той среды, к которой эта личность принадлежит.
Психологическая адаптация – это процесс взаимодействия индивида и социальной среды; личность должна учитывать особенности среды и активно влиять на неё, чтобы обеспечить удовлетворение своих основных потребностей и реализацию значимых целей.
Адаптация к школе – процесс приспособления к школьным требованиям и порядкам, к новому окружению, к новым условиям жизни.
Основными факторами, которые влияют на адаптацию в 1-х, 5-х, 10-х классах, являются:
новые условия обучения;
изменения социального статуса в классном коллективе;
увеличение учебной нагрузки;
физиологические изменения;
психологические новообразования.
Ребенок пошел в первый класс
Ребенок пошел в первый класс, это значит, что в его жизни наступают достаточно бурные изменения; из беззаботного детства он попадает в мир с гораздо более жесткими требованиями. Теперь от малыша требуется не только строгая дисциплина, но и умение по 30-40 минут спокойно высидеть на уроке, заодно стараясь усвоить учебный материал.
В первые дни у первоклассников бывает, как правило, по 3 урока, а затем ежедневно по 4-5 уроков. Кроме этого ребенку необходимо строить отношения в новом, большом коллективе. Вот почему психологи рассматривают весь первый школьный год как длительную стрессовую ситуацию.
Наиболее распространенные проблемы первоклассников:
ребенок не может сосредоточиться, его внимание рассеянно;
ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с заданием;
ребенок не может подолгу сидеть без движения над домашними заданиями, его больше интересуют игрушки, а не книжки-прописи.
Поэтому трудно переоценить помощь, которую могут оказать в это время родители ребенку. Для начала можно просто с вниманием отнестись к его ежедневным школьным проблемам. Например, мало кто представляет, что бывает с первоклассником, когда на уроке у него ломается карандаш, выясняется, что нет нужной цветной бумаги, или забыта дома тетрадь. Поэтому накануне каждого учебного дня нужно проверить, заточены ли цветные карандаши, уложены ли в портфель все необходимые принадлежности, в порядке ли школьная одежда.
Как помочь первокласснику преодолеть трудности?
1. Не следует с самого начала требовать от ребенка самостоятельности. Понадобится несколько месяцев, чтобы он понял: учеба — это обязанность, которую надо выполнять. Надо помогать ему, поддерживая в нем уверенность, что все получится.
2. Не стоит в этот год отдавать ребенка в какие-то дополнительные кружки, секции; это лишь усилит в нем ощущение нестабильности. Ребенку сейчас нужна привычная атмосфера, в которой он находился до школы, особенно важно, чтобы дом в это время стал для него надежным тылом.
3. С самого начала нужно наладить душевный контакт с ребенком, только в этом случае родители могут быть в курсе всех его школьных проблем.
4. У ребенка должно быть постоянное место для подготовки домашних заданий, для хранения учебников и тетрадей, даже если квартирные условия не позволяют выделить ребенку для занятий комнату или даже отдельный стол.
5. Родителям следует помнить, что ребенка надо хвалить не за успехи, а за старательность.
6. Ни в коем случае нельзя сердиться, ругать за лень, даже за небрежность.
7. Необходимо проявлять дружеский, но не жесткий контроль. Так у ребенка скорее выработается ответственность и организованность. Нужно быть в курсе того, что происходит с ребенком в школе.
8. Родителям необходимо постоянно поддерживать отношения с учителем и регулярно говорить с ним о ребенке, даже если с учебой у него все в порядке. Это не только позволит лучше понять требования учителя, но и увидеть своего ребенка совершенно с другой стороны, открыть в нем что-то новое. Главная задача родителей — поддерживать интерес к учебе, помогать школьнику, укрепляя в нем уверенность.

Ребёнок пошёл в пятый класс
Пятый класс относится к одному из кризисных периодов жизни ребенка. Переходя в него, школьники сталкиваются с многообразием проблем и сложностей, которые теперь приходится разрешать самостоятельно. Адаптация к учебе в пятом классе — это настоящее испытание, которое ложится на плечи не только детей, но и их родителей, классных руководителей и учителей-предметников. Возникающие трудности затрагивают не только учебный процесс и школьную жизнь, но и психологический климат семьи.
Успешность адаптации в пятом классе зависит не только от интеллектуальной готовности ребенка, но и от того, насколько хорошо он умеет общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях, поэтому среди трудностей школьной жизни можно выделить следующие:
возросший темп работы: ученики, не умеющие быстро писать, не успевают;
увеличившийся объем работы как на уроке, так и дома;
новые требования по оформлению работ;
необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней;
новые предметы и учителя;
учеба в новых кабинетах или даже учебных корпусах.
Свидетельствовать о трудностях адаптации могут следующие признаки:
усталый внешний вид школьника;
нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
стремление избежать разговоров о школьных событиях, переключить внимание взрослого на другие темы;
нежелание выполнять домашние задания;
негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках;
жалобы на события, связанные со школой;
беспокойный сон;
трудности утреннего пробуждения, вялость;
постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Единая задача родителей и педагогов на данном этапе – создание условий для успешной учебы детей в пятом классе. Самое главное – помочь ребенку адаптироваться к новым условиям, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.
Особое внимание следует уделить эмоциональному состоянию детей в период адаптации их к учебе в пятом классе. Чтобы помочь школьнику преодолеть все выпавшие на него трудности, родителям и учителям следует заручиться друг у друга поддержкой и взаимопониманием. Работая одной командой, они смогут способствовать более легкому переходу школьников из младшего в среднее звено.
Для профилактики проблем в адаптации у пятиклассника:
1.Важно обеспечить ребенку спокойную, доброжелательную обстановку, приложить все усилия, чтобы он постоянно чувствовал помощь и поддержку со стороны родителей.
2. Следует напомнить ребенку, чтобы он не боялся лишний раз спросить учителя, не скрывать, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы.
3. Составить расписание с указанием требований учителей.
4. Вместе с ребенком составить режим дня.
5. Очень важно научить ребенка чувствовать и проявлять уважение к учителю (хотя бы как к взрослому человеку).

Ребёнок пошёл в десятый класс
Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. Ученик оказывается в новом для себя обществе сверстников и учителей. Первые месяцы обучения становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Адаптация ребенка к старшей школе может проходить довольно остро. Об этом свидетельствует нервозное или агрессивное поведение, отказ от привычного образа жизни, резкое снижение успеваемости. Чтобы процесс адаптации завершился нормально, и дети были полностью готовы к новому этапу жизни, им нужна поддержка.
Трудности адаптационного периода для десятиклассников:
адаптация к новому классному коллективу;
актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя; самоопределение;
адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения;
рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.
Родители могут помочь ребенку-старшекласснику:
1. Необходимо создать условия, облегчающие учебу подростка:
бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойный обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;
эмоциональные: проявлять веру в возможности ребенка, не терять надежду на успех, радоваться малейшими достижениями, высказывать любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляя его в случае неудачи и т. п.; культурные: обеспечение ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе; совместный просмотр учебно-познавательных программ по ТВ, обсуждение увиденного и т. п.
2. Следует регулярно знакомиться с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.
3. Нужно думать о будущем и объяснять детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.
4. Не стоит оставлять без внимания свободное время ребенка.
5. Стоит дать почувствовать школьнику, что родители любят его независимо от успеваемости, замечают познавательную активность даже по отдельным предметам.
Идеально, когда школа и родители работают вместе, преподаватели с пониманием относятся к проблемам учеников. Роль школы особенно важна, ведь последние 8-9 лет ребята провели с этими учителями, привыкли к ним, прониклись уважением. На уровне школы должны проводиться мероприятия, которые помогут детям разобраться во всем. Можно предложить школе занятия по следующим темам.
1. Организация своего времени: как и когда заниматься, а когда отдыхать.
2. Как адекватно оценивать себя и других.
3. Умение ладить в коллективе, взаимопомощь.
4. Взаимоотношения со взрослыми: учителя, родители, преподаватели в ВУЗе.
5. Социальный этикет. Ситуационное поведение во время экзамена, разговора с приемной комиссией, получение информации от сотрудника учреждения.
Кроме самих уроков, обязательно должно быть время на совместную деятельность, творчество. Для ребенка важно увидеть, что школа относится к нему доброжелательно, а учителя готовы помогать.
Проведение внеклассных уроков-обсуждений позволит детям без осуждения и критики поговорить друг с другом о будущем; можно предложить каждому ученику поделиться своими планами на следующие 3-5 лет. Кем они хотят стать, с какими сложностями это может быть сопряжено? Такие мероприятия, проводимые школой, хорошо помогают адаптироваться к изменяющейся действительности.

Источники:
https://ilinka.educrimea.ru/activity/psychology/post/168659
https://pedsovet.su/metodika/6285_adaptacia_pyatiklassnikov
https://infourok.ru/adaptaciya-uchaschihsya-k-novim-usloviyam-uchebnoy-deyatelnosti-v-osnovnoy-shkole-2062189.html