КонсультпунктПлановые консультации

Предотвращение экстремизма в подростковой среде

[stextbox id=»warning» caption=»Плановые консультации» collapsing=»false» collapsed=»false» image=»null»]Перейти на страницу «График плановых консультаций»[/stextbox]

 

Одной из острейших социальных проблем современности является распространение экстремизма. Особую обеспокоенность вызывают проявления экстремизма в подростковой среде, поскольку представители этой возрастной группы наиболее подвержены негативному информационно-психологическому воздействию со стороны лиц и группировок экстремистской направленности.

Деятельности по профилактике подросткового экстремизма  придается важнейшее значение.

Экстремизм (от лат. extremus) – приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование толерантности, компромиссов.

Уголовный кодекс Российской Федерации под преступлениями экстремистской направленности понимает преступления, совершённые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Что относится к экстремистским действиям

Закон «О противодействии экстремистской деятельности» трактует данное понятие следующим образом:

насильственная смена положений Конституции, а также попытка нарушения целостности государства;

публичное оправдание террористических актов;

пропаганда социальной, расовой и религиозной нетерпимости;

распространение идей превосходства человека по расовому, религиозному или какому-либо другому признаку;

нарушение прав и свобод человека по расовому, религиозному или национальному признаку;

препятствие законной деятельности государственных служб или религиозных организаций путем угроз или силового воздействия;

воспрепятствование участию граждан в избирательном процессе путем угроз или силовыми методами;

пропаганда нацистской идеологии, а также публичная демонстрация ее символов и атрибутов;

массовое изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов;

публичные призывы к участию в экстремистской деятельности;

публичное ложное обвинение лиц, занимающих государственные должности;

финансирование, организация и подготовка действий, указанных выше, подстрекательство.

Факторы молодежного экстремизма

Борьба с международным экстремизмом подразумевает в первую очередь работу с подростками и молодежью как с наиболее уязвимыми категориями граждан. Для того чтобы деятельность была эффективной, нужно понимать, откуда у юных людей берутся подобные идеи. Так, среди факторов молодежного экстремизма стоит особенно отметить:

влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями;

влияние группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов;

влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций и т. д.);

стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе;

собственные представления и моральные установки;

личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость);

психическое напряжение.

Основные черты современного молодёжного экстремизма:

возрастающая организованность, сплочённость группировок;

формирование в группировках идеологических, аналитических и боевых структур;

усиление мер конспирации;

использование для распространения своей идеологии и координации действий новейших информационных и коммуникационных технологий.

Основные направления профилактической работы

На данный момент отмечается растущая угроза вербовки юношей и девушек террористическими организациями. В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться по следующим направлениям:

тесное взаимодействие образовательных учреждений с родителями;

повышение квалификации педагогического персонала по данному вопросу;

включение в образовательную программу отдельных предметов или тем, касающихся профилактики экстремизма;

внедрение воспитательных программ, касающихся нравственного воспитания детей и молодежи (профилактика правонарушений, насилия и беспризорности);

непрерывный мониторинг уровня толерантности в обществе, а особенно среди молодежи;

анализ процессов, происходящих в подростковой среде, а также их философский и социокультурный аспекты;

обеспечение доступности культурных благ для подростков и молодежи;

реализация потребности в самореализации и самовыражении;

организация досуга обучающихся (волонтерских проектов, социальных программ).

Деятельность с разными группами подростков и молодежи

Профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться с учетом ее неоднородности. Можно выделить два основных направления работы:

с группами, у которых еще не сформировались экстремистские наклонности; такие молодые люди, обычно, добровольно включаются в социальную работу, так как не имеют каких-либо агрессивных или незаконных настроений; задача профилактики состоит лишь в закреплении толерантных мировоззрений;

с группами, у которых уже сформированы экстремистские мировоззрения и убеждения; такая работа в большинстве случаев проводится в принудительном порядке, а потому молодые люди могут быть агрессивно настроены. Здесь важно найти индивидуальный, нестандартный подход, который поможет установить доверительные отношения. Результатом должно стать переубеждение подростка, отказ от экстремистских взглядов и активное включение в общественную жизнь.

Группа риска

Несмотря на то, что профилактическая деятельность должна проводиться среди всех подростков, есть некоторые категории, которые наиболее подвержены подобным влияниям. Можно выделить такие группы риска:

дети из неблагополучных семей с низким уровнем дохода и социальным статусом, недостаточной степенью образованности, а также склонностью к различного рода девиациям (алкоголизм, насилие, употребление наркотиков);

так называемая золотая молодежь, представители которой, в силу определенных условий, чувствуют вседозволенность и безнаказанность, а также воспринимают экстремизм, как развлечение или нормальное времяпрепровождение;

подростки, для которых характерны психологические проблемы, определяющие склонность к агрессии и неадекватную реакцию на те или иные события;

представители молодежных субкультур, неформальных групп и уличных компаний, характеризующихся агрессивным поведением и девиантными убеждениями;

члены политических движений и религиозных объединений, которые под воздействием определенных идей и убеждений могут проводить опасную для общества деятельность.

Ключевые задачи

Профилактика экстремизма не должна быть хаотичной или спонтанной. Важно тщательно продумать каждый этап и его детали. План по профилактике экстремизма должен быть направлен на решение следующих существенных задач:

применение к подросткам и молодым людям установок о необходимости соблюдения и защиты прав любого гражданина, а также неукоснительного соблюдения законодательных норм;

формирование у подростков представления о нормах поведения, принятых в гражданском обществе;

донесение до родителей важности формирования толерантных настроений в семье;

формирование в сознании молодежи уверенности в неотвратимости наказания за экстремистскую деятельность в любых ее проявлениях;

выработка у молодежи навыков безопасного поведения и самообороны при угрозе террористического акта.

Основные мероприятия

В образовательных организациях рекомендованы следующие действия:

установление взаимосвязей и координация работы с комиссией по делам несовершеннолетних; ее сотрудники должны привлекаться к непосредственной работе с учениками, а также участию в родительских собраниях;

проведение мероприятий, классных часов «Профилактика экстремизма и терроризма», в ходе которых должны быть рассмотрены правовые нормы и ответственность за их нарушение, также должно уделяться внимание воспитанию у обучающихся чувства уважения и толерантности к другим культурам, национальностям, религиям, убеждениям; формированию культуры поведения, обеспечивающей собственную безопасность и безопасность окружающих;

регулярное проведение родительских собраний, на которых будут рассматриваться вопросы воспитания законопослушных граждан;

выработка системы, в соответствии с которой обучающиеся или их родители могут обратиться по поводу защиты своих законных прав и интересов, в том случае, если они ущемляются;

организации занятости обучающихся;

развитие различных форм урочной и внеурочной деятельности, реализующих этнокультурное содержание образования;

создание в образовательной организации атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и понимания среди обучающихся.

Работа с родителями

Основные нравственные качества детей и подростков формируются в семье, на примере отношений родственников, их мировоззрения и позиции. Следовательно, работа по профилактике экстремизма в образовательных организациях должна подразумевать тесный контакт с родителями. До них должна быть донесена следующая информация:

специфика молодежных субкультур и неформальных организаций, а также их потенциальная опасность;

степень ответственности родителей за преступления несовершеннолетних детей;

формы агрессии, а также профилактика их проявления у подростков;

механизмы вовлечения детей в экстремистскую деятельность;

определение возраста уголовной ответственности за правонарушения, а также описание возможных мер наказания;

сущность таких понятий, как «терроризм» и «экстремизм»;

специфика формирования жизненной позиции и убеждений у подростков;

необходимость занятости подростков (кружки, секции и прочие формы) во внеурочное время.

Ответственность

Лицо, достигшее определенного возраста, установленного законом, может быть привлечено как к административной, так и к уголовной деятельности за экстремизм. Статья 282 УК РФ предусматривает ответственность за следующие деяния:

унижение человеческой чести и достоинства;

возбуждение ненависти или враждебных чувств к отдельным лицам или их группе;

организация сообществ экстремистского характера;

организация, координация и обеспечение деятельности подобных сообществ.

Основная проблема работы с детьми и подростками состоит в том, что многие чувствуют свою безнаказанность.

Тем не менее, в определенных законом случаях даже несовершеннолетние лица привлекаются к ответственности за экстремизм. Статья 282 УК РФ подразумевает осуждение лиц, не достигших 18 лет, за размещение в глобальной сети видеороликов, а также любой другой документации пропагандистского характера со сценами насилия или призывами к нему.

Статьи 243-244 подразумевают ответственность несовершеннолетних за уничтожение исторических и культурных памятников, а также надругательство над местами захоронения и телами умерших. Наказание может выражаться в крупном денежном штрафе, исправительных работах или лишении свободы.

Противодействие и самооборона

Безусловно, теоретическая основа важна. Тем не менее, важно донести до молодежи, как на практике проявляется экстремистская деятельность в России. Примеры подобных ситуаций, а также действия по предотвращению и самообороне приведены в таблице:

 

Экстремистская деятельность Действия
Угроза подрыва бомбы в помещении в ходе телефонного или иного контакта со злоумышленником попытайтесь выяснить подробности о месте и предполагаемом времени взрыва;

по возможности запишите разговор на цифровой носитель или же сделайте пометки на бумаге;

не прикасайтесь ни к каким подозрительным предметам, вызовите правоохранительные органы в случае их обнаружения;

покиньте здание, не пользуясь лифтом и находясь подальше от оконных проемов;

если предыдущее действие невозможно, нужно найти хотя бы какое-то укрытие от обломков (например, под столом)

Поджог здания вызовите службу спасения;

подойдите к двери и проверьте ее температуру — если она горячая, открывать нельзя, а потому следует искать другие пути эвакуации;

обезопасьте дыхательные пути от проникновения угарного газа (влажная повязка или маска);

если выбраться из помещения невозможно, заделайте щели в двери влажными тряпками;

немного приоткройте окно и подайте сигнал бедствия

Теракт в самолете сообщите сотрудникам или спецслужбам о лицах, которые ведут себя подозрительно;

не пытайтесь в одиночку бороться с экстремистом

Телефонная угроза если ваш телефон не оснащен звукозаписывающим механизмом, постарайтесь дословно отобразить разговор на бумаге;

обратите внимание на голос экстремиста и попытайтесь составить его приблизительный портрет;

внимательно отнеситесь к звуковому фону, это может оказаться полезным при определении его местонахождения;

передайте информацию в правоохранительные органы

Письменная угроза как можно меньше контактируйте с документом, стараясь сохранить его в первоначальном виде;

передайте документ, а также конверт и любые другие приложения в правоохранительные органы

 

Профилактика экстремизма в образовательных организациях должна быть направлена не только на недопущение формирования подобных настроений у подростков. Важно также донести до молодых людей информацию, которая поможет им сохранить жизнь в экстремальной ситуации.

Источники:

https://fb.ru/article/293286/profilaktika-ekstremizma-v-molodejnoy-srede-chto-takoe-ekstremizm-statya-uk-rf

htps://azbyka.ru/deti/ehto-nado-znat-profilaktika-ehkstremizma-sredi-nesovershennoletnikh-i-v-molodezhnojj-srede

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *