Плановые консультации

Моббинг в школе: причины и профилактика

[stextbox id=»warning» caption=»Плановые консультации» collapsing=»false» collapsed=»false» image=»null»]Перейти на страницу «График плановых консультаций»[/stextbox]

 

О моббинге как негативном социально-психологическом явлении  в России заговорили совсем недавно. Между тем количество людей, подвергающихся моббингу, растет с каждым днем. Речь идет как о травле детей в школе, так и о моббинге в трудовых коллективах.

Данный термин получил широкую известность в 60-е годы прошлого века после публикации работы шведского врача Гайнеманна, который назвал это явление «психологическим террором».

Моббинг в школе – это психологическое притеснение группой учеников своего одноклассника, другого ребенка из школы или учителя. Не редки случаи, когда учитель становится жертвой  в своем педагогическом коллективе. Учитель также может сам начать применять психологический террор по отношению к классу.

Однако самый распространенный вариант моббинга в школе – группа агрессивных учащихся всячески унижает и терроризирует одного из своих одноклассников. Об этой разновидности моббинга и пойдет речь дальше.

Моббинг – это отношения между группой агрессоров (мобберов) и их жертвой, предполагающие систематическое и целенаправленное преследование жертвы с целью «выжить» ее из класса или школы.

Желая превратить жизнь своего одноклассника в сущий ад, малолетние агрессоры пускают в ход различные виды моббинга:

упреки,

брань,

оскорбление,

обзывание,

высмеивание,

шантаж,

принуждение,

наговоры,

дезинформация,

изоляция,

кибермоббинг (выкладывают фото, видео и позорящие жертву комментарии в Интернете),

порча имущества,

кражи,

пинки, толчки, подножки и другие действия, не наносящие существенного вреда телу,

избиение и иное физическое насилие,

нанесение увечья и так далее.

Мальчики чаще выбирают физические его виды (пинки, толчки, удары), а девочки – более изощренные, вербальные (издевки, сарказм, сплетни), а также пустые угрозы и социальную изоляцию жертвы.

Моббинг в школе далеко не безобидное явление. Дети, которые подвергались издевательствам и агрессии со стороны своих сверстников, могут вести себя как жертва не только в школьные годы, но и во взрослой жизни. Наверняка есть жертвы моббинга, которые сохранили психологическое здоровье, и все у них хорошо сейчас. Но не нужно забывать, что детские страхи и переживания проходят не до конца.

Постоянная травля в школе может привести к следующим последствиям:

ухудшение здоровья школьника;

одиночество;

агрессивное поведение;

последствия заниженной самооценки;

заболевания невротического характера;

мысли об убийстве либо совершении суицида.

Модель поведения «моббер» и «жертва моббинга» автоматически воспроизводится в средних и высших учебных заведениях, а потом и в трудовых коллективах во взрослой жизни, если конечно не предпринимать никакие меры.

Самая большая опасность моббинга – стать его жертвой может любой ребенок. Ему не обязательно чем-то отличаться от остальных, хотя чаще именно по признаку «не такой, как все» жертвы и выбираются. Ими становятся болезненные дети, дети с каким-либо физическими недостатками, проблемами с самореализацией,  ранимые и мягкие, отстающие в развитии или, напротив, преуспевающие в учебе более остальных, активисты и лидеры. Бывает, что бывшая жертва сама становится моббером, причем уже более жестоким, нежели ее преследователи.

Но чаще всего личность потенциальной жертвы – лишь предлог для агрессивного ребенка на ком-то сорвать злость. Именно поэтому жертвой может стать кто угодно.

Детский и подростковый моббинг отличается от взрослого тем, что не созревшие психологически школьники очень ценят факт своего нахождения в группе ровесников. Быть сопричастным группе – основанная потребность подростка. Одурманенные чувством стадности и желанием примкнуть к толпе, дети способны совершать ужасающие поступки.

Что же толкает детей, еще вчера бывших наивными и прекрасными малышами, на жестокость?

Частые причины агрессивного поведения моббера в школе:

подражание агрессии взрослых по отношению друг к другу или к себе;

нарушение эмоционального контакта с родителями (атмосфера нелюбви в семье);

применение родителями физического или иных форм наказания по отношению к ребенку;

равнодушные или агрессивные школьные учителя;

проблемы с организацией школьной жизни (слишком много детей в классе, частая смена учителей, «окна» между уроками и так далее);

неумение выражать себя и ставить адекватные цели;

заниженная самооценка;

неумение разрешать конфликты;

опыт в роли жертвы моббинга со стороны других детей.

Объекта травли в школе можно выделить по некоторым характерным признакам:

внешний вид (стиль в одежде  не соответствует современной тенденциям в моде);

национальная принадлежность (акцент);

физические данные (слабые физические данные по сравнению со своими сверстниками);

степень усвоения знаний;

заниженная самооценка;

подверженность к тревогам и страхам (жертв моббинга легко вывести из равновесия, они могут расплакаться, боязливы, вызывают ощущение беспомощности).

Моббинг часто остается скрытым процессом, ведь и агрессивный ребенок, и ребенок-жертва нередко молчат о своих проблемах.

Тревожным сигналом в поведении ребенка для родителей должны стать:

бессонница,

потеря или резкий набор веса,

тики, заикание,

энурез,

проблемы с желудком,

мигрени,

замкнутость,

слезливость,

агрессивность и иные нарушения психического плана или соматические заболевания.

Предотвратить и защитить ребенка от моббинга можно совместными действиями как со стороны учителей в школе, также усилиями родителей дома, участием социальных работников и психологов.

Основная цель профилактических мероприятий должна быть направлена на то, чтобы  помочь ребёнку совладеть со стрессовой ситуацией и агрессией.

Профилактические действия в школе для предотвращения моббинга

  1. 1. Наличие четких правил поведения в школе, их ясная и доходчивая форма, их обязательное исполнение для всех участников ситуации обучения, в том числе и со стороны администрации, учителей, классных руководителей.
  2. Контроль детей учителями (на переменах, во дворе школы)

Взрослые, работающие в детских коллективах, должны вовремя определять признаки моббинга, своевременно на них реагировать; нельзя недооценивать ситуацию, принимая занятие детским моббингом за шалости.

  1. Классный час

Эффективная организация классного руководства, которая должна проводиться взрослыми, пользующимися авторитетом среди обучающихся.

Классные часы необходимо проводить с участием детского психолога, социального педагога, нужно говорить о данной проблеме со всем коллективом класса.

  1. Помощь психолого-социальной службы

При необходимости можно прибегнуть к помощи психолого-социальной службы. Специалисты  проводят диагностику психологического состояния класса и выявляют детей, которые подвергались или могут подвергаться моббингу со стороны своих одноклассников. Обычные диалоги, наблюдения во время учебного процесса, консультации с участием детей, родителей и педагогов способны выявить явные проблемы. Обидчики и их родители должны ясно понимать, что их выходки не остаются безнаказанными. Этому должны содействовать психолого-социальная служба, учителя и администрация.

  1. Использование учителями всевозможных методов работы для профилактики:

работа с художественными произведениями, затрагивающими проблемы травли (во время чтения ученики сопереживают, сравнивают себя с героями произведения, которые испытывают страдания);

просмотр кинокартин  соответствующей направленности и проведение совместного обсуждения просмотренного (например, просмотр художественного фильма «Чучело» по повести В. Железнякова, автор написал повесть на основе случая с внучкой);

написание сочинений на тему моббинга (в процессе написания сочинения, ученик может выразить свое отношение, прочувствовать проблему).  Если все начнут задумываться над этим, то, возможно, откажутся от случайных обидных слов в адрес более слабого одноклассника и бессмысленных издевательств.

Учителю не стоит выставлять напоказ одноклассников недостатки одного из учащихся, высмеивать их, даже если порой он ведет себя не совсем адекватно, «витает в облаках», неопрятен  и т.п. Тем самым педагог не только содействует моббингу со стороны одноклассников, но и сам становится «агрессором» по отношению к ребёнку, оказывая давление, которое может неблагоприятно повлиять на будущее ребёнка и его психологическое здоровье. Необходимо больше времени уделять беседам с родителями, даже если педагог не придет с ними к согласию, возможно, этот разговор поможет лучше понять поведение ребёнка, объективно взглянуть на его предпосылки. Не стоит забывать о терпимости и толерантности. Успех в обучении по большей части определяется эмпатией между учителем и учеником, а воспитать толерантных учеников может лишь толерантный учитель.

 

Источники:

https://www.odnadama.ru/deti/detskij-mobbing-v-shkole-kak-zashhitit-rebenka-ot-travli-v-klasse/

https://pedsovet.su/publ/164-1-0-3420

https://pomoshbaby.ru/publ/mobbing_v_shkole/1-1-0-165

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *