Мой сын учится в 7 классе. В прошлом году он учился с удовольствием, успевал по всем предметам. В этом году все изменилось. Все чаще говорит: «Не хочу в школу». Как справиться с этой проблемой?

Причины подобного поведения могут быть разными. Ребенок может отказываться идти в школу, если у него есть следующие проблемы:

  1. Трудности в учебе. Они могут быть как ситуативные, переходящие — например, не усвоил вовремя тему урока, не дается программа, накапливается негативное отношение к учебному материалу, так и представлять собой хроническую неуспеваемость.

В случае если трудности в освоении школьной программы возникают уже долго, и ребенок не успевает по многим школьным предметам, то ему нужна помощь. Возможно, стоит обратиться к специалистам.

  1. Конфликты с одноклассниками или педагогом. Если у ребенка не налажен контакт с учителем, часто происходят конфликты с одноклассниками, то это может стать веской причиной негативного отношения ребенка к школе.
  2. Семейные проблемы. Ребенку тяжело учиться, если он испытывает стресс или усталость. Например, родители постоянно ссорятся или находятся на грани развода; у него имеются проблемы со здоровьем; сильная загруженность дополнительными занятиями, спортивными нагрузками, непосильными для возраста домашними обязанностями.

Переход ребенка в подростковый возраст является критическим периодом, когда ведущей деятельностью ребенка становится общение со сверстниками, определение себя как личности, своего места в мире. В этот период наблюдавшийся ранее интерес к учебе может снижаться, учителя и родители теряют свой авторитет, что может оказывать влияние на отношение ребенка к школе.

 

Как помочь? Для подростков по-прежнему важен эмоциональный контакт с родителями. Доверительные отношения дают ребенку возможность обращаться к ним в случае личных проблем или переживаний.

Важно учитывать особенности подросткового возраста, физиологические изменения, происходящие на этом возрастном этапе. Подросток может испытывать повышенную утомляемость, колебания настроения, чувствовать изменения, которые происходят с его телом на гормональном уровне. Все это создает дополнительную психологическую нагрузку, которая может сказываться на процессах обучения и отношении к школе.

Иногда полезнее не требовать от ребенка хорошей или тем более отличной успеваемости по всем школьным предметам, а уделить прицельное внимание интересам подростка, которые могут быть началом профессиональной деятельности в будущем.

Немалое значение имеет окружение ребенка. Подросток, находящийся в группе увлеченных сверстников со сходными интересами, будет больше мотивирован на учебу. Это могут быть курсы, дополнительные занятия, кружки.

Детям необходимо давать разумную свободу в реализации увлечений. Возможность заниматься любимым делом является психологическим ресурсом, который приносит в жизнь положительные эмоции и заряд энергии. Именно эта энергия помогает справляться с трудностями, уделять время тем делам, которые не очень хочется делать, но нужно. Жизнь не должна быть посвящена только школе, важно находить время для отдыха, любимых занятий и творчества.

Если ребенок говорит: «Я не хочу в школу»:

в спокойной, доверительной манере обсудите с ребенком, почему он не хочет идти в школу;

поговорите с учителем, школьным психологом, оцените ситуацию (как ребенок успевает в школе? есть ли трудности с домашними заданиями? не переутомлен ли ребенок? какая на данный момент обстановка в семье?);

самостоятельно или с помощью специалистов (детский психолог/ нейропсихолог/педагог) устраните причины, связанные с негативным отношением ребенка к школе.

Использованы материалы https://www.pravmir.ru/rebenok-ne-hochet-idti-v-shkolu-chto-delat-otvechaet-psiholog/