Криминальная субкультура

Одной из причин правонарушений несовершеннолетних и правонарушений, совершаемых в отношении них, выступает распространение криминальных субкультур в подростковой и молодежной среде. В сети Интернет и социальных сетях влияние деструктивной субкультуры проявляет себя в образовательных организациях, общественных и иных объединениях несовершеннолетних. Основная группы риска — дети в возрасте от 10 до 18 лет.
Криминальная субкультура — это образ жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, объединившихся в криминальные группы. В них действуют чуждые гражданскому обществу ценности, традиции.
Криминальная субкультура отличается от обычной подростково-юношеской субкультуры криминальным содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и с посторонними для группы лицами (с «чужими», полицией, общественностью, взрослыми, женщинами и т.п.). Она прямо, непосредственно и жестко регулирует образ жизни и криминальной деятельности, внося определенный порядок. В ней прослеживается:
резко выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и ее криминальное содержание;
внутренняя связь с уголовными традициями;
скрытность от непосвященных;
наличие целого набора (системы) строго регламентированных в групповом сознании атрибутов.
Криминальной субкультуре несовершеннолетних присущи следующие особенности:
попрание прав личности, выражающееся в агрессивном, жестоком и циничном отношении к «чужим», слабым и беззащитным;
отсутствие чувства сострадания к людям, в том числе и к «своим»;
нечестность и двуличие к «чужим»;
паразитизм, эксплуатация «низов», глумление над ними;
обесценивание результатов человеческого труда, выражающееся в вандализме;
неуважение прав собеседников, выражающееся в кражах и хищениях;
поощрение циничного отношения к женщине и половой распущенности;
поощрение низменных инстинктов и любых форм асоциального поведения.
Криминальная субкультура, ценности которой формируется уголовным миром с максимальным учетом возрастных особенностей подростков, привлекательна для подростков и юношей:
наличием широкого поля деятельности и возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, постигших их в обществе;
процессом криминальной деятельности, включающей риск, экстремальные ситуации и окрашенной налетом ложной романтики, таинственности и необычности;
снятием моральных ограничений;
отсутствием запретов на любую информацию и, прежде всего, на интимную;
учетом состояния возрастного одиночества, переживаемого подростком, и обеспечением ему в «своей» группе моральной, физической, материальной и психологической защиты от агрессии извне.
Криминальная субкультура не любит гласности. Жизнедеятельность лиц, входящих в асоциальные и криминальные группы в значительной степени скрыта от глаз педагогов и взрослых. Нормы, ценности и требования этой субкультуры демонстрируются только если нет им противодействия. Местами проявления их деятельности являются подъезды домов, подвалы, чердаки, отдаленные парки, скверы, так называемые места «тусовок».
Признаки проявления криминальной субкультуры в молодежной среде образовательной организации.
Признаки, характеризующие межгрупповые отношения и групповую иерархию:
наличие в учреждении враждующих между собой группировок и конфликтов между ними;
жесткая групповая стратификация с делением людей на «чужих» и «своих», а «своих» — на касты;
наличие многообразных привилегий для «элиты» и различных табу;
распространенность ритуалов «прописки» новичков.
Признаки, характеризующие отношения к слабым, «низам» и «отверженным»:
факт появления «отверженных» («неприкасаемых»);
клеймение вещей и предметов, которыми должны пользоваться только «неприкасаемые»;
подверженность «низов» поборам и вымогательству;
распространенность специальных способов снижения статуса;
распространенность симуляций болезней и членовредительства среди «низов».
Признаки, характеризующие отношение к режиму и воспитательной работе:
групповые нарушения режима учреждения и групповые неповиновения;
групповые побеги, уходы из дома, бродяжничество;
уклонения «авторитетов» от «грязных работ»;
уклонения от учебных занятий, собраний;
отказ от работы в официальном активе или двурушничество;
проявление актов вандализма.
Признаки, характеризующие способы проведения свободного времени:
распространенность азартных игр;
распространенность тюремных способов проведения досуга, тюремной лирики и тюремных поделок;
групповое употребление токсических и наркотических веществ, чифирования.
Признаки, характеризующие способы общения, опознания и связи:
распространенность кличек как средства стигматизации;
распространенность татуировок как знаковой системы общения, принятых в уголовной среде;
распространенность уголовного жаргона и других способов общения.
Одним из опасных неформальных движений подростков, живущих по воровским законам, является арестанстко-уркаганское единство — АУЕ (встречается также трактовка «арестантский уклад един»). Основные его ценности – это тюремные понятия. Здесь подростки «ботают по фене», «скидываются на общак», воруют, «опускают». Об АУЕ стало известно с конца нулевых – начала 10-х годов, когда в нескольких крупных городах России группировки подростков и молодежи спровоцировали беспорядки. За несколько лет это движение распространилось в российских школах, интернатах, детских домах и спецучилищах.
АУЕ ориентировано, в основном, на школьников, средний возраст приверженцев этого движения ― 10-17 лет. Те, кто связан с этой субкультурой давно, втягивают в нее других. Способов для этого много. Подростку предлагают совершить мелкое противоправное действие или просто покурить, а потом используют этот поступок для шантажа: если ты не будешь делать то, что я тебе говорю, то я обо всем расскажу твоим родителям. Или ребенку сообщают, что надо помочь «одному хорошему человеку», который попал в беду ― например, деньгами. Ребятам, которые попадают в эту ловушку, около 12 лет, в этом возрасте влиять на них очень легко. Вовлечение происходит как будто бы ненасильственно, ребенок вроде бы сам отдает телефон или деньги, никто его не заставляет и силой ничего не отнимает, но не впутаться в эту хваткую и цепкую сеть очень сложно. При этом если изначально АУЕ пропагандировали так называемые трудные подростки, то со временем они начинали транслировать ценности этого движения в школах, и постепенно в этот мир оказались втянутыми дети из вполне благополучных семей.
Ключевой профилактической мерой противодействия криминальной
субкультуре в образовательной организации, является создание образовательно среды, предполагающей:
разработку и реализацию программы развития воспитательной компоненты в образовательной организации на основе требований федеральных государственных стандартов нового поколения;
активное вовлечение несовершеннолетних и молодежи в культурную,
спортивную и общественную жизнь;
обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ и создание условий в образовательных организациях для работы творческих объединений по интересам для несовершеннолетних и молодежи, в том числе обучающихся с трудностями в социальной адаптации;
осуществление мер по реализации программ и методик, направленных
на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних и молодежи;
оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, в их развитии и социальной адаптации;
выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном
положении, а также не посещающих или систематически пропускающих
по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;
выявление семей, находящиеся в социально опасном положении,
и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

Источники:
https://www.uznaem-kak.ru/privlekatelnost-kriminalnoj-subkultury-dlya-nesovershennoletnix/
https://vuzlit.ru/1329579/kriminalnaya_subkultura_faktor_vliyayuschiy_razvitie_prestupnosti_nesovershennoletnih
https://www.detdom30.ru/dokuments/%D0%91%D1%80%D0%BE%D1%88%D1%8E%D1%80%D0%B0%20%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB.%20%D1%81%D1%83%D0%B1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B%202018%D0%B3.pdf