Подросток отказывается посещать школу

Что делать родителям, если подросток все настойчивей заявляет «не хочу учиться»? Под любым предлогом он старается остаться дома или уйти из школы – то голова болит, то горло, то живот.
И если в начальных классах частые признаки недомогания ребенка вызывают сочувствие, то жалобы детей постарше кажутся взрослым подозрительными. Когда законные варианты пропустить школу исчерпываются, начинаются откровенные прогулы. Какое-то время подросток может обманывать, делая вид, что идет утром в школу и даже может на урок заглянуть, но при первой же возможности сбегает.
В это время родители наивно надеются, что поможет жесткий контроль, сопровождение до школы, «передача» подростка «из рук мамы-папы в руки школы», всяческие санкции, угрозы и пр.
Но наступает момент, когда родители вынуждены признать – сын (дочь) в школу ходить не будет, и они ничего с этим поделать не могут. Наказания со стороны родителей, санкции со стороны школы, комиссии и прочие неприятности уже бесполезны.
И, хотя последующий ход событий – это «хождение по мукам» и подростка и его родителей, все же дальнейшая судьба молодого человека не обязательно будет определяться его отношениями со школой. Жизнь продолжается. Есть немало примеров, когда бывшие прогульщики устраиваются на работу, оканчивают вечернюю школу и даже получают высшее образование, делают карьеру и благополучно устраивают свою жизнь.
Все же категория школьников, отказывающихся посещать школу, относится к группе риска в социальном плане, именно среди них оказывается больше тех, кто так и не адаптируется к социальным требованиям, не закончит школу, не получит хорошую профессию, окажется безработным.
Но вернемся к тому моменту, когда проблемы только начинаются. Можно ли вовремя заметить первые признаки беды (а ведь это беда, если ребенок не будет ходить в школу)?
А если их заметить – можно ли, предупредить школьную дезадаптацию?
Давайте посмотрим, какие же могут быть причины у ребёнка, чтобы не посещать школу и не хотеть учиться…
Причина 1. Достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это нужно? Ведь аргументы, бывшие вескими для нас, до нынешних ребят попросту не доходят. Ваше поучение о том, что они должны учиться, для подросших детей — пустой звук. Мало того, вызывает сомнение и утверждение: «Только если будешь хорошо учиться, достойно устроишься в жизни». Во-первых, они видят «прекрасно устроенных» в жизни явно не самых лучших в прошлом учеников. Во-вторых, ребёнок как до, так и после 14 лет зачастую не очень способен к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ним через пять-шесть лет, да ещё как-то подчинять этому сегодняшние поступки — непосильный труд для разума.
Маленький совет. Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать своему повзрослевшему ребенку, что образование делает жизнь интересней и полнее, помогает понять мир и многое в нём. И не стесняйтесь приводить доступные, понятные, интересные примеры.
Причина 2. Отсутствие интереса к учёбе. Кстати говоря, этим грешат обычно как раз способные, одарённые дети. Им просто неинтересно, и никакие ваши убеждения, мольбы и угрозы не помогут. Масла в огонь добавляют конфликты с учителями и совершенно неинтересные и скучные уроки. Хотя это вовсе не так, потому что в любой школе есть отличные педагоги, уроки, которые по-настоящему заинтересовывают детей.
Ещё сильнее снижает интерес к учёбе ярлык «негодяй» — то есть плохая репутация, сложившаяся у ребёнка в школе (из-за чрезмерной разговорчивости, подвижности, шумности, весёлости и т. д.). В этом случае подросток оказывается крайним практически в любой проделке или конфликтной ситуации. В результате он, даже имея лёгкий и добродушный характер, постепенно настраивается «против» школы.
Маленький совет. Если подросток действительно одарён и ему неинтересно, потому что школьная программа для него «простовата», подыщите ему дополнительные занятия для его возможностей. Не бойтесь загрузить, если видите, что можно. Вернётся интерес к учёбе — повысится успеваемость. И срочно стирайте ярлыки. Поговорите с учителем о вашем ребёнке: может, он слишком категоричен в «создании» неприглядного образа?
Причина 3. Конфликты в школе. В средних классах это встречается особенно часто. Во-первых, когда взрослеющий ребёнок хочет быть лидером, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Во-вторых, если подросток попадает между двумя компаниями одноклассников и не может определиться, «куда ему нужно», конфликтует с обеими сторонами, оказываясь в результате в проигрыше. В-третьих, если переходит в другой класс или школу, где отношения уже сложились — друзей у него нет, а первым он начать общение не решается. Подростку некомфортно в «чужом» классе и, естественно, он не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.
Маленький совет. Первым делом проанализируйте причины конфликтов вашего ребёнка с одноклассниками. Поговорите с ним по душам, не обвиняя, не унижая и не ругая (даже если он в чём-то неправ). Нарушенные взаимоотношения в школе — это всегда беда, а не вина вашего ребёнка. Потому больше думайте о том, как ему помочь, а не о том, в чём его можно обвинить. Ищите способ изменить ситуацию к лучшему. Оказывайте ребёнку всемерную поддержку в семье. Если потребуется, обратитесь к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией.
Как помочь ребёнку?
Не стоит говорить подростку о том, что он должен учиться в любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает. Расскажите о тех, кто благодаря любви к учёбе многого добился.
Никогда не сравнивайте своего сына (или дочку) со сверстником, который учится лучше, особенно если он испытывает к этому ребёнку антипатию (это может быть сосед, одноклассник или дочь (сын) вашей подруги). Никогда не акцентируйте внимание своего ребёнка на успехах другого, его хорошей учёбе, помощи маме и уважении к старшим.
Больше хвалите и меньше указывайте на недостатки своего подростка. Не стоит обзывать его лентяем, безмозглым и безруким. И не «пугайте», что все эти качества «останутся с ним навсегда, потому что он совсем не работает над собой» — он всё равно не поверит, но очень обидится, замкнется.
Никогда не ругайте в присутствии ребёнка его учителей и школу в целом. Ни с домашними, ни с подругой по телефону! Всё-таки вы для него — авторитет. Послушает и сделает неутешительные выводы, дескать, точно — и школа плохая, и учителя никуда не годятся. Это только усугубит его нежелание учиться, к тому же может стать причиной излишней грубости по отношению к учителям. Кого вы тогда будете винить? Его? Постарайтесь при ребёнке всегда положительно отзываться о школе и об учителях, не помешает и похвала — и подросток под вашим влиянием будет более позитивно воспринимать школу, учёбу, преподавателей.
Не запугивайте, не давите на то, какая ужасная судьба ребёнка, если он не будет хорошо учиться. Примеры криминальных и асоциальных элементов категорически неуместны. Как и ваши высказывания, что успехам в жизни вы обязаны тому, что десять лет кряду слушали учителей. Не причитайте (если вдруг вы сами считаете себя неудачниками), что всё это потому, что недостаточно хорошо учились в школе, и вот сын (дочка) повторяет вашу судьбу.
Подростку в трудном возрасте нужна всяческая поддержка, а не пессимизм не всегда счастливых в жизни взрослых.

Источник:
https://www.sites.google.com/site/psyhho/detskaa-psihologia/3
https://www.school2zel.ru/sovety-roditelyam-podrostok-ne-xochet-poseshhat-shkolu-cho-delat/