Профилактика вовлечения детей и подростков в деструктивные группы через сеть Интернет

Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, многие даже и представить не могут, как раньше обходились без такого информационного ресурса. Интернет можно назвать одним из самых значительных и полезных изобретений человечества, но не каждый задумывается, как влияет всемирная паутина на нас, и может ли она нанести нам вред.

Все больше людей вместо живого общения и активного отдыха проводят много времени за компьютером, погружаясь в виртуальный мир. А злоупотребления неотвратимо ведут к возникновению психологической зависимости от интернета.

Кроме того, в сети можно столкнуться с троллингом, когда Вам на хорошем форуме ни с того ни с сего нахамят, оскорбят, унизят (форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении).

Получили активное развитие такие негативные направления (в том числе преступные), как:

буллинг (кибербуллинг – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов);

груминг – установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком в интернете для его дальнейшей сексуальной эксплуатации.

Особую опасность представляет вовлечение молодежи через сеть Интернет в группы деструктивной направленности: тоталитарные секты религиозной или экстремистской направленности; группы, доводящие до аутоагрессии (суицида), так называемые «группы смерти».

Деструкция (лат. destructio – разрушаю) – разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо, уничтожение. Деструктивные культы призывают к разрушению, убийству, аутоагрессии.

Что нужно знать о деструктивных группах в соцсетях

Сценарий развития вовлечения примерно одинаковый.

На первом этапе робот-рассылка отправляет слово «привет», фразу «кто

ты» и тому подобные с вербовочного аккаунта. Если адресат ответил, то переписка переадресовывается к реальному члену деструктивной организации, который затем продолжает переписку с потенциальной жертвой.

Организаторы или те, кто «ведет» группу, подстраиваются под «своих», делают пребывание в группе комфортным, начинают дружить, а потом потихонечку начинают поворачивать сознание подростка в нужную сторону.

Они заинтересовывают собой, группой, своими желаниями так, что часто воспринимаются близкими друзьями. То есть подростку так кажется.

На самом деле он же не знает, кто там, за ником, аватаркой. В Интернете всё можно скрыть за выдуманным образом. Сочиняется и некая соответствующая легенда. То есть сначала организуют определенный круг, который якобы считает конкретного подростка особым, принимает его. То есть происходит стойкое формирование убеждения, что только в этом круге его понимают, принимают, а вне сообщества этого нет и не будет.

Далее идет погружение в депрессивный контент или приглашение на прикрывающие вербовочные сайты (которые прямо не указывают на свою принадлежность к деструктивной организации, секте, однако вся их деятельность направлена на привлечение новых участников); происходит девальвация (обесценивание) ценностей: семейных, духовно-нравственных, включающих в себя веру, совесть, обязанность и ответственность, различение хорошего и плохого.

Активно формируется определенная информационная среда. Здесь интернет-технологии применяются во всем многообразии. Предлагаются ссылки на сайты деструктивного содержания, специально создаются видеоролики, демотиваторы (демотиватор отличается безысходностью и безнадежностью, имеет негативный смысл), рекламные баннеры, рассылается спам, создаются группы. А когда в группе люди уже стали, как кажется подростку (юноше, девушке), «самыми-самыми друзьями», то шансов на спасение из такой группы уже мало.

Так постепенно ребёнок втягивается. И втягивается именно как в секту так, что потом выйти уже практически невозможно.

С какой целью это делается? Существуют разные мнения, но они схожи:

вовлечение в эстремистские организации – для пополнения своих рядов;

в религиозные деструктивные группы – для вовлечения новых адептов;

в «группы смерти» – желание «властвовать», извлечение прибыли за счет продажи видео, на которых подростки кончают жизнь самоубийством.

Как же распознать опасную группу?

Логотип: знаки богов и ножи.

Засилье слов на букву «С» («Лучшие вещи в жизни с буквой «С»: — Семья суббота секс суицид»).

Картинки и фото в сером, черном и красном цвете.

Фото рельс, уплывающего парохода, удаляющегося человека в приглушенных серых тонах.

Психоделическая музыка.

Размещение на странице стихов такого плана:

«В 4:20 киты не проснутся,

В тихом доме не ждет их рассвет.

Звезды с неба на крыши прольются.

Играешь со мной? – Жду ответ».

Таким образом, к сожалению, помимо многих положительных моментов, которые дает обучающимся Сеть: и поиск информации, и расширенные коммуникации, творческие мастерские и многое другое – обратная сторона медали существует и несёт в себе реальную угрозу.

С целью посещения сети Интернет подростки очень активно используют телефоны и планшеты, поэтому процесс контроля затрудняется. А ведь он необходим, чтобы вовремя распознать опасность (например, в «группах смерти» подростки проводили в интернете предутреннее время – с 4 до 6 утра).

Психологи выделяют четыре тревожных сигнала, на которые обязательно надо обратить внимание:

ребёнок резко становится послушным, но «отрешенным»;

у него меняется режим дня;

ребенок вялый и постоянно не высыпается;

активные постоянно повторяющиеся рисунки (киты, бабочки, повторяющиеся цифры).

Признаки готовности:

грустные мысли в постах на соцстраничке;

появились на теле увечья (царапины и т.д.);

начинает раздаривать вещи;

открыто заявляет о своей скорой смерти.

Почему подвержены риску вовлечения молодые?

Вербовщики опираются на возрастные психологические особенности: слабая, неустойчивая психика, повышенная внушаемость, низкая самооценка;

неумение взаимодействовать с окружающими + трудная ситуация (семейные проблемы, нарушения взаимоотношений, неблагоприятный социальный фон и др.);

отсутствие духовного воспитания, недостаточная степень гуманитарного образования).

Так же предпосылками вовлечения являются:

неопытность, недостаточная ответственность;

психология подростка носит культовый групповой характер;

чем младше человек, тем более он подвержен влияниям окружения;

повышенная восприимчивость к предлагаемым правилам поведения в группе;

реальная жажда самоутверждения в социуме, однако сил для этого не хватает, а потому нужна поддержка покровителей;

очень сильная мотивация к формированию образа «Я» через отрицание отвергаемых моделей поведения;

личная незрелость (традиционный образ жизни индивидууму представляется как формальный, банальный, отживший, исчерпавший себя).

Личностные особенности, повышающие риск вовлечения в группы деструктивной направленности:

слабая, неустойчивая психика;

повышенная внушаемость;

низкая самооценка;

отсутствие позитивных жизненных целей;

неумение взаимодействовать с окружающими;

проблемы;

острый интерес и тяга ко всему необычному;

+

трудная ситуация (семейные проблемы, нарушения взаимоотношений, неблагоприятный социальный фон и др.);

отсутствие духовного воспитания;

недостаточная степень гуманитарного образования.

Что нужно делать родителям?

  1. Разговаривайте с ребенком. Объясните, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Когда с детства у ребёнка есть чётко сложившееся мнение об этих понятиях, то его не заинтересуют призывы к насилию или суицидальному поведению.
  2. Учите ребенка мыслить критически. Подросток должен уметь самостоятельно фильтровать поступающую ему информацию, уметь анализировать её, сопоставлять с другой информацией, составлять собственное мнение.
  3. Максимально восполните недостаток любви и внимания к ребёнку.
  4. Создайте здоровую среду общения. Чаще обедайте вместе. В семьях, где принято вместе принимать пищу, дети реже чувствуют себя одинокими и, следовательно, реже задумываются о самоубийстве. Для подростка важно быть частью чего-то целого, так пусть этим целым будет для него семья.
  5. Попробуйте вывести ребенка на разговор, но ни в коем случае нельзя шпионить, дабы не потерять его доверие. Важно показать ему, какие механизмы действуют в этих группах, какие приемы используются, чтобы сделать присутствие в подобных группах сначала привлекательным для ребенка, а затем создать зависимость от этого, страх быть исключенным. Важно раскрыть манипулятивность и ложность таких взаимоотношений.
  6. Всегда поддерживайте разговор с ребенком, о чем бы он ни был. Искренне интересуйтесь его жизнью.
  7. Придумайте ребенку занятие. Пусть у него будет больше увлечений, тогда вряд ли его затянет виртуальная реальность.
  8. Допустимо и осторожное использование директивных методов – твердый и однозначный запрет участия в таких группах: ребенок должен понять, что это недопустимо, это родительский запрет.
  9. Не бойтесь обращаться к специалистам. Если между вами и ребенком нет доверительных отношений, а между тем перечисленные выше тревожные сигналы присутствуют в поведении подростка, необходимо обратиться к психологу.

Существенная роль в профилактике вовлечения подростков в группы деструктивной направленности принадлежит школе.

В целях выявления детей, попавших под влияние секты или неформальных молодежных объединений, педагог должен обращать внимание на следующие факты:

  1. Изменение интересов у ребенка. Он меньше интересуется школьными делами, стал равнодушен к общению с друзьями, охладел к учебе, вообще к привычным развлечениям, увлечениям, читает нацистскую литературу.
  2. Изменения в поведении. Учащийся неадекватно или агрессивно реагирует на повседневные, привычные вещи, проявляет подчеркнутое безразличие ко всему.
  3. Изменение речи. Ребенок использует новые для него нехарактерные выражения, слова, термины (1488, бон, афа, киты, фа, фаши), в грубой форме выражает неодобрение к людям другой национальности либо религии (называет их различными кличками – киты, серпоносцы, азеры). Доказывая что-либо, часто приводит в пример странноватые, непривычные цитаты. Сама манера говорить может производить впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных речей.
  4. Изменение стиля одежды, внешнего вида.

Изменения в поведении, привычках, характере подростков нельзя не заметить, если наблюдать за их поведением и дома, и в школе.

В рамках родительских собраний с привлечением педагога-психолога рекомендуется представлять информацию об особенностях психоэмоционального состояния подростков в конкретный возрастной период, о возможных деструктивных проявлениях в среде несовершеннолетних в виртуальном пространстве, о способах обеспечения безопасности детей. Проведение совместных мероприятий с родителями и обучающимися способствует гармонизации детско-родительских отношений

В случае выявления фактов травли (буллинга) педагог привлекает школьную службу примирения (медиации), либо использует медиативные технологии для разрешения конфликта, восстановления отношений, доверия, а также материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве.

С целью информирования обучающихся о службах помощи рекомендуется оформление уголков безопасности в классных кабинетах, представление актуальной информации обучающимся и их родителям (законным представителям) о работе служб экстренной психологической помощи, детского телефона доверия с раскрытием тем для разговора (тема первой любви, отношения с родителями и учителями, проблемы в общении со сверстниками, обиды и страхи, борьба с зависимостями).

При организации воспитательной работы, в том числе патриотических, военно-патриотических мероприятий необходимо привлекать к участию подростков, находящихся в группе риска и потенциально способных приобщиться к криминальной субкультуре. Важно сформировать у детей внутреннее убеждение в том, что поставленные перед ними цели и задачи являются их собственными, достижение и решение этих задач отвечает их интересам, дать возможность почувствовать себя значимым для общества, для общего дела. В работе по предупреждению деструктивного поведения педагогу могут помочь специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представители ведомств, обеспечивающих выявление негативного влияния на несовершеннолетних в сети Интернет.

В ходе беседы с несовершеннолетними педагогу рекомендуется:

основной упор сделать на установление психологического контакта, проявить полное знание обсуждаемой темы, терпение, настойчивость, доброжелательность, иначе можно спровоцировать у подростков эмоциональный дискомфорт, недоверие и агрессию;

поддерживать позитивные суждения, вселять веру в свои силы, в возможность благоприятных жизненных перспектив;

помнить, что введение запрета заставит подростка замкнуться в себе, стать более скрытным, охраняющим групповые «ценности», что еще больше сплотит группу несовершеннолетних с девиантным поведением;

раскрыть пагубность и бесперспективность противоправного поведения, подкрепляя хорошо известными несовершеннолетним фактами (можно предложить ребенку встать на место жертвы преступления и с этой точки зрения оценить справедливость и логичность криминальной субкультуры);

обеспечить осознание обучающимися степени риска противоправного поведения и суровости ответственности за совершенное преступление (привести примеры деструктивного манипулирования, спровоцировавшие психологический срыв у ребенка, повлекшие причинение вреда здоровью себе и/или окружающим, совершение преступления);

провести совместный с детьми критический анализ негативного контента, «друзей и товарищей», идеализирующих криминальный образ жизни.

После проведения беседы важно обязательно фиксировать реакцию обучающихся, наблюдать за изменением в их поведении.

К сожалению, в нашем обществе еще недостаточно развиты основы кибербезопасности. Главная задача сегодня для общества, педагогов и родителей – обеспечение безопасности детей, которые не всегда способны правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают. А задача молодых – быть грамотнее, критичнее, больше читать научную информацию и качественную художественную литературу, а также знать и выполнять основы кибербезопасности.

 

 

 

Источники:

file:///C:/Users/user/Desktop/Metodicheskie-rekomendatsii-ATK.pdf

https://ruroditel.ru/konsultatsiya-i-sovety-roditelyam/bezopasnyy-i-zdorovyy-obraz-zhizni/destruktivnye-gruppy-v-sotssetyakh/

https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2017/04/24/preduprezhdenie-vovlecheniya-podrostkov

http://cppmsp52.ru/wpcontent/uploads/2020/10/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2.pdf