Негативное поведение ребёнка. Что за этим скрывается?
Переживания взрослых и детей можно представить в виде стакана. Спокойное состояние – это пустой стакан, а сильное волнение, обида, гнев или радость – полный или даже переполненный.
Попробуем изобразить «сосуд» наших эмоций. Пусть он имеет форму кувшина. Начнем с самых неприятных эмоций – гнева, злобы, агрессии (I слой кувшина), они размещены в самой верхней части кувшина. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми. Они – постоянные причины конфликтов. Тут же стоит отметить, как эти эмоции проявляются во внешнем поведении человека. Это, к сожалению, знакомые всем оскорбления, ссоры и драки, наказания, действия «назло».
Возникает вопрос, а отчего возникает гнев? Психологи отвечают на него несколько неожиданно: гнев – чувство вторичное, и происходит от переживаний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида (II слой кувшина).
Рис. «Кувшин эмоций»
Приведем примеры из жизни. Дочь возвращается домой очень поздно, и мама встречает ее гневным выговором. Что стоит за этим гневом? Конечно, пережитые страх и беспокойство за дочь.
Сын не желает… (делать уроки, мыть посуду, ложиться спать) – и Вы сердитесь. Отчего? Скорее всего, от досады, что ваши воспитательные усилия остаются безрезультатны.
Итак, переживания боли, обиды, страха, досады размещены под чувствами гнева и агрессии, как причины этих разрушительных эмоций (II слой «кувшина»). Все чувства этого второго слоя – страдательные: в них присутствует большая или меньшая доля страдания. Поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают, их скрывают. Почему? Как правило, из-за боязни унизиться, показаться слабым. Иногда же человек и сам их не очень осознает («Просто зол, а почему – не знаю!»). Скрывать чувства обиды и боли часто учат с детства. Наверное, Вам хоть раз приходилось слышать, как отец наставляет мальчика: «Не реви, лучше научись давать сдачи!».
Однако, если вернуться к «кувшину эмоций», появляется вопрос: а отчего возникают «страдательные» чувства? Психологи дают очень определенный ответ: причина возникновения боли, страха, обиды – в неудовлетворении потребностей (III слой кувшина).
Каждый человек, независимо от возраста, нуждается в пище, сне, тепле, физической безопасности. Это так называемые органические потребности. Они очевидны, поэтому сосредоточимся на тех, которые связаны с общением, а в широком смысле – с жизнью человека среди людей.
Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех – в делах, учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.
Человеческое общество, несмотря на тысячелетия своего культурного развития, не научилось гарантировать психологическое благополучие (не говоря уже о счастье!) каждому своему члену. Да и задача это сверхсложная. Ведь «счастливость» человека зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет и работает. И еще – от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего – родителей с ребенком.
Любая потребность может оказаться неудовлетворенной, и это приведет к страданию, а возможно, и к «разрушительным» эмоциям.
Приведем пример. Предположим, человеку крупно не везет: одна неудача следует за другой. Значит, не удовлетворяется его потребность в успехе, признании, может быть, самоуважении. В результате у него может появиться стойкое разочарование в своих силах или депрессия, или обида и гнев на «виновников».
И так обстоит дело с любым негативным переживанием: за ним мы всегда найдем какую-нибудь нереализованную потребность.
Снова обратимся к схеме и посмотрим, есть ли что-нибудь, что лежит ниже слоя потребностей? Оказывается, есть! Бывает, при встрече мы спрашиваем друга: «Ну как ты?», «Как жизнь вообще?», «Ты счастлив?» – и получаем в ответ: «Ты ведь знаешь, я – невезучий», или: «У меня все хорошо, я – в порядке!». Эти ответы отражают особого рода переживания человека – отношение к самому себе, заключение о себе.
Понятно, что подобные отношения и заключения могут меняться вместе с обстоятельствами жизни. В то же время в них есть некий «общий знаменатель», который делает каждого из нас скорее оптимистом или пессимистом, больше или меньше верящим в себя, а значит, более или менее устойчивым к ударам судьбы.
Психологи посвятили много исследований подобным переживаниям себя. Они называют их по-разному: восприятием себя, образом себя, оценкой себя, а чаще самооценкой. Пожалуй, наиболее удачное слово придумала В. Сатир. Она назвала это сложное и трудно передаваемое чувство «чувством самоценности».
Ученые обнаружили и доказали несколько важных фактов. Во-первых, они открыли, что самооценка сильно влияет на жизнь и даже судьбу человека. Так, дети с низкой самооценкой, но вполне способные, хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, менее успешны потом во взрослой жизни.
Другой важный факт: основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его «недостаткам» и промахам, он вырастает с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой.
Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких.
В этом смысле у маленького ребенка нет внутреннего зрения. Его образ себя строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие.
Однако в этом процессе ребенок не остается пассивным. Здесь действует еще один закон всего живого: положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
Он ждет от нас подтверждений того, что он – хороший, что его любят, что он может справляться с посильными (и даже немного более сложными) делами. Можно отметить все это как базисные стремления ребенка и вообще всякого человека (IV слой кувшина). Что бы ни делал ребенок, ему нужно наше признание его успехов.
На дне эмоционального кувшина расположена самая главная «драгоценность», данная нам от природы – ощущение энергии жизни. Она изображена в виде «солнышка» и обозначена словами: «Я есмь!», что означает «Это Я, Я есть, Я существую!». Вместе с базисными стремлениями оно образует первоначальное, еще мало оформленное ощущение себя. Это – некоторое чувство внутреннего благополучия или неблагополучия, которое ребенок реально переживает.
Дальнейшая судьба этого ощущения себя (чувство благополучия / неблагополучия) динамична, а порой и драматична. Хотя дети с самого рождения борются за свое «солнышко» (ощущение энергии жизни), их силы ограничены, и чем они меньше, тем больше во власти родителей. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я – хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствия, критики – ощущение «со мной что-то не так», «я – плохой».
Душевная копилка ребенка работает непрерывно, и чем он младше, тем неизгладимее влияние того, что мы в нее бросаем. К счастью, с маленькими детьми родители более ласковы и внимательны, хотя и с ними не всегда удается избежать ошибок. Но по мере взросления ребенка «воспитательная» струна начинает звучать все сильнее, и порой мы перестаем заботиться о том, что же накапливается в его «сокровищнице» самооценки: светлые дары нашего тепла, принятия и одобрения – или тяжкие камни окриков, критики, наказаний.
Наказание, а тем более самонаказание ребенка, только усугубляет его ощущение неблагополучия и «несчастливости». В результате он в конце концов приходит к выводу: «Плохой, ну и пусть! И буду плохой!». Это – вызов, за которым скрывается горечь отчаяния.
Всегда ли мы это отчаяние слышим?
Жизнь показывает, что далеко не всегда. Неблагополучного ребенка продолжают наказывать, критиковать, а затем и вовсе отвергать в семье и школе.
Теперь мы можем использовать «кувшин» эмоций, чтобы лучше понять, с проблемой какого уровня мы имеем дело в каждом отдельном случае.
- Ребенок сердится на маму: «Ты нехорошая, я тебя не люблю!»
Вы уже знаете, что за его гневом скрывается боль, обида (I и II слои схемы). В этом случае лучше всего его активно послушать, угадать и назвать его «страдательное» чувство. Что не стоит делать – это осуждать и наказывать его в ответ. Так можно только усугубить его отрицательное переживание (да и Ваше тоже). Свои воспитывающие слова лучше оставить до того времени, когда обстановка будет спокойной, а Ваш тон – дружелюбным.
- «Тебе больно» …
Если ребенок открыто страдает от боли, обиды, страха, то активное слушание – незаменимо. Этот способ прямо предназначен для переживаний из II слоя схемы. Если те же чувства испытывает родитель, то лучше всего их высказать в форме «я-сообщения». Однако при этом важно помнить, что если «стакан» ребенка тоже наполнен, то его уши могут не услышать вас, сначала стоит выслушать его.
- Что ему не хватает?
Если недовольство или страдание ребенка повторяются по одному и тому же поводу, если он постоянно ноет, или, наоборот, постоянно не слушается, грубит… очень вероятно, что причина – в неудовлетворении какой-то его потребности (III слой схемы). Ему может не хватать вашего внимания или, наоборот, чувства свободы и самостоятельности, он может страдать от запущенной учебы или неуспехов в школе. В таком случае одного активного слушания недостаточно. Правда, с него можно начать, но затем постараться понять, чего же все-таки не хватает вашему ребенку. Вы реально поможете ему, если будете больше проводить с ним времени, чаще обращать внимание на его занятия или, наоборот, перестанете контролировать его на каждом шагу.
Понимать потребности ребенка, принимать их и отвечать им своими действиями – значит активно слушать ребенка в самом широком смысле. Эта способность развивается у родителей по мере того, как они все больше практикуют технику активного слушания.
- «Ты мне дорог, и у тебя все будет хорошо!».
Чем дальше вниз мы продвигаемся по слоям схемы, тем значительнее влияние на ребенка стиля общения с ним. О том, какой он – хороший, дорогой, способный или плохой, никому не нужный, неудачник, – он узнает только от взрослых и прежде всего от родителей.
Если самый глубокий слой – эмоциональное ощущение себя – складывается из отрицательных переживаний, расстраиваются многие сферы жизни ребенка. Он становится «трудным» и для себя, и для окружающих. Нужны большие усилия, чтобы в таких случаях помочь ему.
Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.
Давайте еще раз посмотрим, как мы можем это делать:
- безусловно принимать его;
- активно слушать его переживания и потребности;
- проводить время вместе;
- не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется;
- помогать, когда просит;
- поддерживать успехи;
- делиться своими чувствами (значит доверять);
- конструктивно разрешать конфликты;
- использовать в повседневном общении приветливые фразы:
- «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть»;
- «Хорошо, что ты пришел»;
- «Мне нравится, как ты…»;
- «Я по тебе соскучилась»;
- «Давай (посидим, поделаем…) вместе»;
- «Ты, конечно, справишься»;
- «Как хорошо, что ты у нас есть»;
- обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
И многое другое, что подскажут Вам интуиция и любовь к Вашему ребенку, незамутненные огорчениями, которые, хоть и случаются, но все же вполне преодолимы!