Воспитательная деятельность в режиме дистанционного обучения

Дистанционное обучение — уже не новая для большинства педагогов форма работы с учащимися. Образовательные организации были вынуждены осуществить временный переход на неё и проводить уроки на расстоянии. Но за пределами дистанта остаётся немаловажная часть педагогического процесса — воспитательная работа.

В рамках организации воспитательной работы на расстоянии, с помощью Интернет-сервисов возникает ряд трудностей:

технические проблемы (отсутствие необходимых устройств для выхода в Интернет, неполадки со средствами связи, отсутствие навыков использования тех или иных сервисов, недостаточный уровень цифровой грамотности среди обучающихся и педагогов);

низкая мотивация к участию в воспитательных мероприятиях у обучающихся (воспитательные мероприятия, которые всегда являлись добровольными, могут привлечь только своим содержанием и эмоциональностью, авторитетом педагога);

ограниченность форм и методов воспитательной работы на дистанционном обучении (классические приёмы не всегда можно применить, используя Интернет, а преобразить их, используя цифровую образовательную среду, может не каждый);

отсутствие навыков цифровой этики.

Тем не менее, преодолеть эти трудности возможно.

Дистанционные формы воспитательной работы способны обеспечить решение следующих задач:

индивидуализация (для каждого обучающегося может быть составлен индивидуальный план работы с учетом личностных особенностей и способностей, потребностей и интересов);

обеспечение более личного контакта с учениками, т.к. педагоги, выходя на контакт с ребятами дистанционно, попадают уже на их территорию, становятся «своими»);

включение родителей в общую с детьми деятельность (в силу занятости на работе родителей почти невозможно привлечь к мероприятиям в образовательной организации и проектам, а дистанционное взаимодействие является более гибким).

В случаях, когда обучение проходит полностью в дистанционном формате (например, как во время пандемии коронавируса), удалённая воспитательная работа способна сохранить взаимодействие детского коллектива и создать условия для неформального общения подростков, которое необходимо для полноценного развития личности

Какие же воспитательные мероприятия можно провести для обучающихся дистанционно?

В основе любого учебного и воспитательного процесса лежит интерес. Если обучающийся действительно заинтересован в процессе, мероприятии, обучении, то с огромной долей вероятности можно сказать, что у него всё получится и будут достигнуты положительные результаты как в образовательной, так и в воспитательной деятельности. Следовательно, необходимо искать максимально интересные формы своей работы, не останавливаться на одних и тех же общепринятых мероприятиях, а стараться их максимально разнообразить, сделать более зрелищными, интерактивными, увлекательными.

Для соблюдения этого принципа педагогу необходимо не только ориентироваться на возрастные особенности детей своего класса, но и на их индивидуальные предпочтения. Если большинство учащихся в классе любят петь или читать стихи, то для них разумной формой будет проведение концерта, конкурса.

А если большая часть класса любит рисовать или делать поделки?
В таких группах следует проводить выставку творческих работ. Следует отметить, что многие родители обучающихся принимают в изготовлении поделок активное, непосредственное участие. Обучающиеся по заданию педагога, а многие и по собственной инициативе, готовят творческие работы: поделки, рисунки, плакаты. Наиболее успешные работы можно направить на общешкольный конкурс, а также на различные дистанционные конкурсы. В настоящее время в интернете проводится огромное количество самых разных творческих конкурсов для детей, на которые достаточно отправить фотографию работы и заявку. Такая форма работы не требует личного присутствия и прекрасно подходит для дистанционной воспитательной работы.

Одним из интересных способов объединить группу во время дистанта — создание общего творческого продукта, например, газеты или видеоролика. Каждый обучающийся выполняет какую-то небольшую часть, при этом советуясь и обсуждая свою работу с другими, в итоге получается большое дело, на которое каждый в отдельности потратил бы много времени.

В настоящее время их можно успешно проводить в режиме онлайн, например, на платформах Zoom, WhatsApp. С ребятами можно снять небольшой фильм «Я дома». Каждый ребенок снимает видео о том, как он проводит свое свободное время.

Еще одно направление работы педагога, которое можно провести дистанционно — это проведение виртуальных экскурсий и прогулок по знаменитым местам малой родины, России и, возможно, других стран. Это организация виртуального посещения музеев, театров, выставок и других мероприятий, формирующих у учеников правильное эстетическое восприятие мировой культуры.

Такие направления воспитательной работы как экологическое и патриотическое воспитание, тоже можно удачно вписать в дистанционный формат. Важно, что такие мероприятия надо стараться делать открытыми: в них должны участвовать не только дети, но и родители.

Ещё одной из форм организации воспитательного процесса в условиях сетевого взаимодействия может стать проведение акций для учащихся. Понятие «акция» имеет иностранное происхождение и в буквальном переводе означает «действие, ведущее к определенному результату». Можно выделить такие виды современных акций: «Свеча памяти», «Георгиевская лента», «Пионеры-герои», «Окна Победы», «Окна России» и др.

Участие в Интернет-акциях, проектах и других формах организации воспитательной работы с использованием компьютерных средств способствует формированию информационной культуры ученика и педагога, стимулирует к освоению и применению ИКТ в образовательном процессе, дает возможность дистанционного сотрудничества в вопросах воспитания подрастающего поколения.

Кроме того, в условиях дистанта можно организовать:

создание электронных библиотек для подготовки Интернет-конференций, дискуссий, круглых столов;

проведение компьютерных тестирований (на личностные качества, по здоровому образу жизни (вредные привычки и т.д.), обработав результаты диагностики с помощью компьютера;

размещение информации, побуждающей к общению, высказыванию своего мнения, оценок, наблюдений для поддержания благоприятного морально-психологического климата, психолого-педагогической поддержки обучающихся;

размещение ссылок со страницы библиотеки школы, социального педагога, психолога, медицинского работника по мере появления на этих страницах информации;

размещение   материалов познавательного, развлекательного характера, развивающего кругозор, соответствующего целям и задачам воспитательной работы;

веб-квесты, челленджи, мастер-классы, видеообзоры, дистанционные диспуты, дискуссии, лекции, беседы, родительские собрания, дистанционные интеллектуальные игры, викторины (соревнования между учащимися класса или параллели с привлечением родителей);

онлайн-кинотеатр (подборка познавательных анимационных, игровых, документальных, научно-популярных фильмов, позволяющих зрителю смотреть кино вдумчиво, отвечая на вопросы о сюжете, героях и деталях картины);

выставки творческих работ учащихся.

Подобные мероприятия можно организовать по скайпу, на платформе Zoom или воспользоваться другими платформами.
При организации воспитательной работы в дистанционном формате следует учитывать имеющийся уровень цифровой грамотности обучающихся и их родителей, постепенно повышать его; стремиться разнообразить формы работы с детьми, чтобы не потерять их интерес; помнить о здоровье участников образовательного процесса и не перегружать их работой с гаджетами.

Дистанционные формы воспитательной работы важно и нужно использовать не только во время вынужденной изоляции от школы: те же социальные сети, в которых осуществляется неформальное общение между учениками, их родителями, могут и должны присутствовать в жизни школы и класса. Это позволит детям знакомиться с сетевым этикетом, самостоятельно и с помощью педагога повышать свой уровень цифровой грамотности.

Главное, искать новые формы и методы работы, рассматривать дистанционное обучение не как препятствие и сложности, а как новые возможности, поле для творчества и саморазвития.

 

Источники:

https://infourok.ru/doklad-realizaciya-vospitatelnoj-deyatelnosti-v-period-distancionnogo-obucheniya-4683073.html

https://pedsovet.org/publikatsii/psihologiya/organizatsiya-psihologo-pedagogicheskogo-soprovojdeniya-obrazovatelnogo-protsessa-v-usloviyah-distantsionnoy-formy-obucheniya