Формирование благоприятного психологического климата в детском коллективе

Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного «Я».

Психологический климат — это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние временного детского коллектива как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

 

Преобладающие эмоции, испытываемые ребенком при

благоприятном и неблагоприятном психологическом климате

 

При благоприятном психологическом климате При неблагоприятном психологическом климате
Доброжелательность Агрессивность
Защищенность Незащищенность
Мобильность Леность
Креативность Зажатость
Оптимизм Пессимизм
Инициативность Пассивность
Работоспособность, свобода «Я»  

 

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата является важной задачей педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества. Таким образом, психологический климат — важнейшее условие психического здоровья и успешности жизнедеятельности и детей, и взрослых.

Способы формирования благоприятного психологического климата в коллективе

Психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Так как психологический климат – это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для укрепления этих отношений, формирования полноценного классного коллектива, необходимо:

ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;

находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;

формировать традиции класса, а также участвовать в общешкольных традиционных делах;

если есть свободное время — привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.;

создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка.

Важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу, для этого рекомендуется:

привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций;

не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;

создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно положительных отношений между учителями и учащимися;

развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, формировать толерантность.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Для создания благоприятной рабочей атмосферы на уроке также необходимо придерживаться методических правил организации урока:

учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель; педагогу вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме;

начинать урок следует начинать энергично, урок вести так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом, увлекая учеников содержанием материала, контролируя темп урока, помогая «слабым» поверить в свои силы; держать в поле зрения весь класс, особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво;

необходимо предотвращать сразу же попытки нарушить рабочий ритм; обращаться чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься;

любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме;

мотивируя оценки знаний, ученику следует знать, над чем ему следует поработать еще; заканчивать урок нужно общей оценкой работы класса и отдельных учеников, постараться заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делать это не слишком часто.

Кроме того, наиболее эффективными способами формирования учителем психологического климата на уроках являются
следующие: включение в жизнедеятельность класса различных видов
искусства; использование игры; формирование общих традиций; создание
ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, стремление к
эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка; наличие
активной позиции педагога по отношению к классному коллективу;
привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.

Значительное влияние на сплочённость и жизнедеятельность коллектива оказывает его неофициальная структура. В любом коллективе в процессе деятельности, общения спонтанно возникают группировки, имеющие сходство взглядов, симпатий, общие интересы. В этом неформальном объединении ребёнок стремится занять удовлетворяющее его положение, приобретает опыт общения, необходимый для формирования личности. Отсюда вытекает важнейшая задача каждого педагога — добиться того, чтобы группа с наиболее высокими духовными ценностями стала самой авторитетной в классе. Точно также следует стремиться, чтобы лидерами коллектива стали учащиеся с наиболее высоко развитыми морально-волевыми качествами.

Но лидеры в свою очередь нуждаются в систематическом неназойливом контроле и постоянной помощи педагога. Их следует учить правильному поведению в трудной для группы ситуации, ровному отношению к товарищам. Умению сопереживать, отказываться от агрессивной реакции на неудачные действия кого-либо из членов коллектива, прибегая в таких случаях к дружескому совету, выдержанному поведению. Их следует убедить, что в коллективе всегда будут люди, недовольные их поведением. Одинакового отношения к поступку лидера у членов его группы не бывает. Критики не следует бояться. К замечаниям следует относиться конструктивно, не рассматривая несогласие со своей точкой зрения или занимаемой позицией как трагедию.

Рекомендации по поддержанию благоприятного психологического климата

Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

Самый приятный звук для человека — это его имя.

Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

Не сравнивайте успехи отдельных учащихся.

Если ребенка постоянно критикуют, он учиться ненавидеть.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и
учится ценить себя.

Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.

 

 

Источники:

https://multiurok.ru/files/rol-pedagoga-v-soznanii-psikhologicheskogo-klimata.html

https://50bobruisk.schools.by/pages/rol-pedagoga-v-sozdanii-psihologicheskogo-klimata-v-detskom-kollektive

https://uchitelya.com/pedagogika/9376-rekomendacii-klassnym-rukovoditelyam-na-temu-formirovanie.html