Ребенок зависим от смартфона. Как отучить?

Многообразие удобных приложений, сайты онлайн-магазинов, а также возможности безграничного общения стремительно ворвались в жизнь современного общества. Несмотря на все преимущества технического прогресса, существует и обратная сторона – зависимость от гаджетов, печальные последствия для развития личности ребенка. Особенно если речь идет о неразумном использовании гаджетов в раннем детстве.
Основные опасности можно разделить на 2 группы: опасность для здоровья и опасность социально-психологическая.
Опасность для здоровья заключается в непосредственном воздействии гаджетов на организм. Работа гаджетов меняет работу мозга и сам мозг. При постоянном взаимодействии с гаджетами происходит рассосредоточенность внимания, снижается объём памяти, так как отпадает необходимость удерживать в голове постоянно большие (а иногда уже и небольшие) объёмы информации. Зачем что-то запоминать, если это можно узнать в интернете за несколько секунд?
Постоянное использование гаджетов снижает качество и общую продолжительность сна. Использование соцсетей, мессенджеров и пр. вызывает страх пропустить что-то «важное» или не увидеть чью-то «важную» новость. Это заставляет проверять сообщения и свои страницы в соцсетях постоянно.
Подростки спят со своими телефонами рядом с подушкой. Они проверяют сообщения и обновления, в т.ч. и ночью, и сразу, как только проснутся. Постоянное внутреннее напряжение мешает полноценному сну и не даёт возможность заснуть вовремя. Кроме того, воздействие света от экрана гаджета воспринимается нашим мозгом как продолжение светового дня: это приводит к изменению внутренних часов организма, изменению в выработке мелатонина и бессоннице.
Давно известен тот факт, что при концентрации взгляда на каком-либо объекте происходит уменьшение количества морганий. Когда мы моргаем, то одновременно смачивается роговица глаза, и глаз получает краткосрочный отдых. Чем меньше мы моргаем, тем суше роговица (это может привести к её воспалению, эрозии и прочим неприятным последствиям), и тем больше утомлён наш глаз.
Помимо всего сказанного, предпочтение гаджетов общению сверстниками приводит к изменению физической активности. Также снижение социального (живого) общения в отсроченной перспективе приводит к росту депрессивных состояний.
Опасность социально-психологическая заключается в том, что в сети вы не можете защитить своего ребёнка от нежелательных контактов, не можете проконтролировать получаемую им информацию и не знаете точно с кем именно общается подросток. В социальных сетях, на форумах подростки могут подвергаться кибербуллингу. Не все могут адекватно противостоять такому агрессивному воздействию и защищать себя в сети.
Подросток может подвергаться воздействию жестокого контента, даже если он не желал его просмотра. Агрессивная реклама в интернете, гиперссылки, рассылки, навязывание контента, может привести к просмотру видео, фото или получению иной информации нежелательного содержания.
Доверчивые дети, и дети, особенно зависимые от общения, могут вступать в разные группы, известные среди взрослых как «группы смерти». В этих группах дети играют в некие «игры», в которых им «куратор» даёт разные задания, а ребёнок их выполняет и отчитывается. Для ребёнка эта игра, которая зачастую заводит очень далеко.
Способность мыслить критически – это то, что спасёт вашего ребенка в данной ситуации. Как развить критическое мышление? Объясните ему, что всегда нужно задавать себе вопрос – зачем мне это делать? Почему я должен это делать? Кто этот человек, который меня просит это сделать? И много-много других вопросов. Главное – уметь анализировать поступающую информацию и задавать вопросы – возможно, неудобные для «кураторов» и лиц, провоцирующих вступление в подобные группы, но это поможет обезопасить ребенка.
Можно ли отучить подростка от гаджета?
Большинство родителей обеспокоены постоянным взаимодействием подростков и гаджетов. Первое действие, которое зачастую предпринимают родители для минимизации зависимости от гаджетов, – это запрет на взаимодействия подростка и гаджетов. Родители лишают ребенка гаджета, при этом сами продолжают их активное использование и не предлагают подростку никакой альтернативы. Можно ли наказать подростка за чрезмерное увлечение гаджетами, отобрав у него телефон или планшет?
Путь в корне неверный. Подросток найдёт способ использования гаджетов (просмотр контента совместно с друзьями в школе, игры на гаджетах друзей, в конечном итоге, разблокировка гаджетов родителей и их использование).
Родителям нужно понять, что гаджеты в жизни их ребёнка — такое же естественное явление, как телевидение или радио в мире родителей. Подростки практически «родились со смартфонами в руках». Исходя из этого, приходит понимание, что взаимодействовать с подростками нужно по-другому. Учить их тоже нужно по-другому. Множество проблем современной педагогики растёт из непонимания особенностей современного взаимодействия подростка и мира. Подростки болезненно отреагируют на запрет гаджета, но на аргументированное ограничение времени использования могут пойти весьма спокойно.
Предложите ребёнку обучающие программы, которые можно проходить онлайн, используя гаджет. Покажите ему возможности персональных когнитивных онлайн тренировок, повышающих внимание и развивающих интеллект, вы можете найти множество игр, способных увлечь как ребёнка, так и подростка. Существует огромная разница между обычными онлайн играми и играми для ума, эффективность которых доказана научным путём. Только такие игры действительно помогут развить когнитивные способности подростка.
Также можно предложить подростку пройти когнитивные тесты для выявления своих сильных и ослабленных когнитивных сторон, и когнитивные стимуляции для усиления способностей, нуждающихся в улучшении. Тренировки развлекут подростка, одновременно тренируя его мозг, и снизят ваше внутренне напряжение от мыслей, что ребёнок бесцельно зависает в интернете. Постоянные тренировки на виртуальных тренажёрах существенно повышают интеллектуальные способности и облегчают усвоение информации в оффлайне.
Не стоит разрешать пользоваться телефоном в процессе еды, прихода гостей, общения с родными, прогулки и так далее. Объясняйте, почему в данный момент ребенок не может использовать гаджет.
Приучайте к тому, если приходят гости — нужно общаться. Выключайте компьютер и убирайте гаджеты. В первые десять минут дети могут обижаться. Но скоро они находят интересные занятия.
Ребенок не может отрываться от гаджетов, если только его жизнь не наполнена интересными и яркими событиями. Если он видит, что увлечения и деятельность не интересны и не важны для родителей. Если у подростка совсем нет друзей и не с кем общаться. Кроме того, ребенок может замечать, что для родителей и семьи планшет или смартфон являются приоритетными и важными вещами.
Как же отвлечь ребёнка от гаджета?
Если вы хотите оторвать ребёнка от гаджета, то вам нужно самому стать своеобразным оффлайн другом, собеседником и пр., с которым ребенок будет общаться. Итак, что можно предложить на замену гаджетам?
Конструкторы. Сейчас в продаже есть множество разнообразных конструкторов: от наборов робототехники и моделирования дронов до деревянных конструкторов, моделирующих механизмы.
Наборы для постройки домов, печей, замков и пр. – из кирпичей и брёвнышек. Развивают мелкую моторику и воображение.
Настольные игры. Но только с увлечёнными игроками, которые заменят общение в онлайне.
Наборы для творчества. Все дети любят творить и делать что-то своими руками, а особенно, если это потом радует их родителей. Станьте творцами и ценителями прекрасного вместе со своим ребёнком!
Игры и общение со сверстниками помогут оторвать ребенка от планшета или смартфона. Кроме того, это формирует характер, учит отстаивать собственные интересы, работать в команде, договариваться и т.д. С помощью игр со сверстниками ребенок получает новые знания и умения.
Занятия в секции. Здесь важно учитывать интересы подростка, а не реализовывать родительские желания и амбиции. Выбранная деятельность должна помочь ребенку почувствовать себя важным. Кроме прочего, она должна быть интересной и полезной.
Домашнее животное. Завести домашнее животное готов не каждый родитель. Но в первую очередь должен быть готов ребенок. Животное — это не игрушка, а большая ответственность. Доверьте ребенку часть забот по уходу за питомцем. Он может кормить и гулять с животным. Не обязательно заводить собаку или кошку. Можно остановиться черепашке или хомячке, которые не занимают много места и не требуют выгула. Но каждый питомец отличается особенностями ухода.
Совместная деятельность детей и родителей. Это не только развлечения, но и бытовые дела. Приучайте детей к уборке, готовке, уходу за домашними животными, труду на даче и так далее. Это не должна быть обычная формальность. Пусть ребенок несет ответственность за проделанную работу. Отмечайте успехи, хвалите и оценивайте вклад, который он вносит в дела семьи. Отмечайте, если ребенок проявляет инициативу и самостоятельно убирается, гуляет с собакой или выполняет другую важную работу без напоминаний и указаний взрослых. Тогда любой труд обретет смысл. Он станет важен и интересен ребенку.
Итак, гаджеты – не враги, гаджеты – не друзья. Они – часть мира наших детей. Примите их и обратите себе на пользу. Станьте другом и собеседником своему ребёнку, и вы увидите, что общение с гаджетом станет меньше. Современные подростки по-другому воспринимают информацию. Научитесь говорить с ними на одном языке, и проблемы с зависимостью от гаджетов существенно снизятся или исчезнут совсем.

Источники:
https://zen.yandex.ru/media/cognifit/zavisimost-podrostkov-ot-gadjetov-chto-delat-esli-rebenok-ne-otlipaet-ot-telefona-5c741868645eac00b39dddbe
https://www.riatomsk.ru/article/20191103/gadzheti-deti-psiholog/
https://kids.usafe.ru/blog/zavisimost-ot-telefona-u-detey-i-podrostkov-priznaki-poyavleniya-i-osnovnye-metody-borby/