Предупреждение участия несовершеннолетних в несанкционированных массовых протестах

Конституция Российской Федерации для реализации «права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги» не устанавливает возрастных ограничений.
В соответствии с Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия, при этом возрастных ограничений для участия в публичных мероприятиях не установлено.
Санкционированный митинг или другое публичное мероприятие имеет строгий порядок проведения, установленный ФЗ N54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Несанкционированный митинг отличается от санкционированного тем, что проводится без предварительного согласования с исполнительным органом власти. Такие мероприятия редко проходят мирно и интеллигентно. Часто участники акции, митинга, мотивированные речами, иногда алкогольными напитками, отправляются крушить окрестности.
Подростки, вовлеченные в несанкционированные митинги и акции, подвергаются опасности быть вовлеченными в массовые беспорядки, правонарушения и преступления. Участие подростков в несанкционированных митингах и акциях опасно для их жизни и здоровья, так как во время массовых беспорядков они могут быть травмированы, могут получить вред здоровья различной степени тяжести. Подростки и молодежь не чувствуют, что вовлечение их в массовые политические митинги – это циничная игра, в которой они пешки.
Одним из ключевых направлений борьбы с негативными проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в подростковой среде, так как именно эта категория населения является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию. Частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения – вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения антиобщественных идей в подростковой среде.
Причины, побуждающие подростков к участию в митингах
1. Желание приобщиться к крупному движению.
2. Они не осознают последствий своих действий.
3. Берут пример со значимых старших, оказавшихся рядом.
4. Наличие свободного времени.
5. Попытка доказать, что они взрослые.
6. Недостаточный уровень сформированности ценностных ориентаций.
7. Низкий уровень самоконтроля (форма выражения агрессии).
8. Любопытство.
9. Высокий уровень внушаемости.

Признаки вовлечённости подростка в митинги:
1. Резкая смена круга общения.
2. Несвойственная ранее политическая заинтересованность и активность.
3. Резкая реакция на официальные новости.
Задача всех органов и учреждений системы профилактики – принятие максимально возможных мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних, формированию у детей навыков критического мышления, умений оценивать возможные риски, противостоять манипулятивному воздействию в целях вовлечения в участие в протестных акциях.
Необходимо, чтобы школа и родители объясняли детям последствия участия в митингах.
Общеобразовательные организации призваны информировать специалистов, работающих с детьми, родителей (законных представителей) несовершеннолетних о принятии возможных мер против втягивания несовершеннолетних в протестные акции, манипулятивного воздействия, о возможности травматизма несовершеннолетних, вовлеченных в участие в протестных акциях, провокаций на совершение противоправных деяний, проводить социологические опросы несовершеннолетних на предмет участия в протестных акциях, мониторинги параметров социального самочувствия детей и подростков.
При проведении профилактических мероприятий с детьми очень важно избегать насаждения ценностей, прямого запрета, нравоучений бюрократического характера, которые скорее всего будут иметь обратный эффект – желание пойти на митинг из чувства протеста.
Задача педагогов – объяснить детям, что учителя уважают их позицию и не лишают их права на выбор, но обязаны объяснить правовые последствия их возможных действий, чтобы они не совершали необдуманных поступков. Важно, чтобы обучающиеся доверяли педагогу, не воспринимали школу как источник ограничений, а источник норм и правил, тогда они прислушаются к учителю.
Необходимо не оставлять желание высказаться у детей, но организовывать дебаты в школе (не политические); организовать конструктивное дискуссионное обсуждение протестных движений в рамках учебных занятий; при планировании уроков обществознания прорабатывать темы правонарушения при участии в митингах; информировать об ответственности детей и родителей; включать родителей при наблюдении и выявлении таких детей; ставить несовершеннолетних на внутренний учет, если выявлены проблемы.

Источники:
https://school19szr.minobr63.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B/
http://nv-study.ru/students/live_right/to_the_meeting/