Агрессор в классе: что делать учителю

Современное общество в жизни сталкивается с серьёзными трудностями

и внутренними конфликтами, приводящими к многообразию форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Все это особенно сильно влияет на подрастающее поколение, имеющее еще неустойчивую психику. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с агрессивным поведением. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению ко взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Кто же они – агрессивные дети? Откуда они берутся и как с ними взаимодействовать, чтобы и им помочь, и самим не «нарваться» на неприятности?

Агрессивным считается такой ребёнок, который постоянно или достаточно часто (не реже 1-2 раз в неделю) сердится, ругается с детьми и взрослыми, обзывает или оскорбляет их, бросает и (или) портит вещи, специально раздражает других людей, спорит, теряет контроль над своим поведением, дерётся, причём эти признаки наблюдаются в течение длительного периода времени (не менее 6 месяцев).

Откуда берётся такое поведение, почему ребёнок становится агрессивным? Ведь не рождается же он таким?! Чаще всего не рождается (хотя некоторые исследования говорят о физиологических причинах агрессивности). Но всё же в большинстве случаев влияние оказывают:

Стиль воспитания в семье (агрессивность не вырабатывается, если мать уделяет достаточно времени и внимания ребёнку, если в общении присутствуют мягкость, взаимопонимание, забота).

Отношение родителей к вспышкам гнева у ребёнка (он становится агрессивным либо в ответ на агрессию взрослых; либо если мама и папа вообще не обращают внимания на его неприемлемое поведение, т.е. поняв, что ему всё дозволено).

Пример взаимоотношений родителей.

Недовольство собой. В большинстве случаев люди агрессивны, так как они недовольны собой, считают себя неуспешными в чем-либо. Неуспешность в какой-либо области (успеваемость, отношения со сверстниками и др.) – это одна из причин агрессии.

Если в классе есть ученик или ученица с признаками агрессивности, то работу с ними надо начинать с семьи, поскольку «игра в одни ворота» желаемого результата не даст.

Что же можно и нужно делать учителю, если у него учится такой ребёнок, тем более, если ещё в школе нет психолога.

Следует обратить внимание на важные моменты:

  1. Работать придётся не только с агрессивным ребёнком, и даже не столько с ним, но и с тем детским коллективом, в котором он чаще находится. Если этого не делать, то ребёнок окажется в замкнутом круге: даже научившись справляться со своей агрессией, он не сможет общаться с детьми, так как они будут по-прежнему опасаться его, а это может вызвать повторную негативную реакцию.
  2. Не стоит ждать быстрых результатов: коррекция агрессивности может продолжаться несколько месяцев. Более того, нужно быть готовыми к тому, что в первое время после начала работы с таким ребёнком она может даже повыситься (примерно на месяц), и только потом начнётся снижение её уровня.

Итак, что же делать учителю, чтобы облегчить жизнь агрессивному ребёнку, другим детям в классе, да и себе сохранить нервы?

  1. Постарайтесь отнестись к такому ребёнку с сочувствием и пониманием. Потому что чаще всего агрессивный ребёнок – несчастный ребёнок, которому катастрофически не хватает любви, а попросить её приемлемыми способами он не умеет и не может. Так что задача педагога – найти те крупицы хорошего, которые непременно есть в нём, и уважать его за них. Другими словами, станьте для него другом! Это нелегко, а обычно очень трудно. Чаще всего другого пути просто нет.
  2. Стремитесь всячески показать другим детям положительные качества агрессивного ребёнка, чтобы, во-первых, пробуждать у них желание с ним общаться и помогать ему в преодолении агрессивности, а во-вторых, чтобы поднимать его самооценку, т.к. у таких детей она крайне низкая (хотя по их поведению этого не скажешь). Для этого чаще хвалите этого ученика, привлекайте его к участию во внеклассных мероприятиях, давайте поручения, которые ему по душе и с которыми он может хорошо справиться (а может, даже и лучше всех). Никогда не унижайте такого ребёнка, особенно при других.
  3. Учите агрессивного ребёнка контролировать свой гнев. Для этого нельзя запрещать ему сердиться, злиться (только хуже будет и ему, и вам, и всем вокруг). Надо научить его выражать злость приемлемыми способами (скажи прямо, чем ты недоволен, начни так: «Меня очень злит, что…»; рассердился – прежде чем закричать или стукнуть, сосчитай до 10, сделай 5 глубоких вдохов; хочется покричать – выйди в коридор, покричи там; или можно сделать специальный мешочек для криков в классе; хочется ударить кого-то – иди побей боксёрскую грушу или специальную подушку (естественно, они в этом случае должны быть в классе), или постучи надувным молотком по полу…). Приёмов можно придумать много, было бы желание. Для начала этим способам владения собой обучать такого ребёнка лучше индивидуально.
  4. Учите ребёнка распознавать эмоциональные состояния других людей и своё собственное, так как у таких детей данное умение слабо развито или же почти совсем отсутствует, что и приводит в конечном итоге к непониманию других, обидам и ссорам. Для этого можно использовать картинки с изображением различных чувств, читать и обсуждать рассказы, смотреть кинофильмы, мультфильмы и беседовать о них, рисовать на тему эмоций и т.д. Эту работу лучше всего проводить не отдельно с ребёнком, а со всеми детьми в классе (для них это тоже будет полезно).
  5. Формируйте у агрессивного ребёнка способность к сочувствию и сопереживанию, потому что из-за того, что у него трудности с пониманием эмоциональных состояний, он просто не умеет быть добрым тогда, когда это нужно. С этой целью можно проводить игры (дидактические, ролевые, драматизации), психологические игры и этюды, проигрывать различные ситуации, касающиеся общения и т.д.
  6. Объясните детям, которые учатся вместе с агрессивным ребёнком, его особенности и привлекайте их к оказанию ему помощи в овладении навыками самоконтроля. Так им будет проще понять ребёнка и легче принять его, а он сможет почувствовать поддержку, в которой очень нуждается.
  7. 7. По возможности игнорируйте негативное поведение агрессивного ребёнка, но обязательно хвалите его, если он смог выбрать приемлемый способ поведения.

Ошибки в реагировании на агрессивное поведение учащегося:

встречное нападение;

высказывание вопроса о мнении других людей («А как твои родители реагируют, когда ты так себя ведешь?», «А как поступает твой тренер, когда ты ему грубишь?»);

высказывание вопроса об источнике информации относительно неприемлемого поведения («Кто тебе сказал, что ты можешь так себя вести?»);

грубые формулировки;

демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);

сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

использование физической силы;

втягивание в конфликт посторонних людей;

наказания или угрозы наказания.

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, педагог должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твёрдость. Твердость проявляется только в конкретном проступке. Подросток должен понять, что любят его, но против того, как он себя ведет.

Чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Конечно, полного исчезновения агрессивности даже при использовании всех советов не может гарантировать никто. Но тем не менее, эти проявления станут реже и «мягче», и есть хорошие шансы, что жить и общаться с таким ребёнком будет гораздо легче и приятнее для всех окружающих и для него самого в том числе.

 

Источники:

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/01/29/rekomendatsii-uchitelyu-v-sluchayakh-agressivnykh-proyavleniy

https://www.b17.ru/article/10011/

https://mel.fm/blog/anastasia-muraveva/46729-agressor-v-klasse-chto-delat-uchitelyu-i-roditelyam