Уход ребёнка из дома

Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет.

Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.
Родителям не нужно забывать о потребностях своих детей, которые они не всегда могут или умеют удовлетворить конструктивным способом. Приведенные ниже причины уходов из дома и рекомендации по их профилактике можно использовать для детей разных возрастов, с учётом специфики возрастного периода.

Причины  уходов из дома Рекомендации по профилактике уходов из дома
 Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше

Одна из задач развития детского возраста — исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать. То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.

Организуйте свободное время ребёнка, в котором ему представится возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.
 Переживание «драйва»

Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной».

Дети весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем.
К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.

Стимулируйте ребёнка участвовать в соревнованиях, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Конечно, переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение.
 Скука

Скука — это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например мы относимся к депрессии. Чем может быть вызвано такое состояние? Чаще всего скука это следствие какой-либо из описанных ниже причин:

  1. Отсутствие смысла жизни:
    полученных в детстве психических травм, в том числе, от пережитых трагедий, насилия, жестокого обращения; тяжелых разочарований (например, предательство близких людей); чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть — у него всегда всего слишком много; чрезмерной критичности взрослых.
  2. Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: в уважении, любви, принятии значимых людей.
  3. Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание всегда томительно и скучно.
  4. Неразвитость творческих способностей — творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением; когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.
 Создайте условия, при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую-то работу для получения вознаграждения.Научите ребенка мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях. Создайте ситуацию успеха.Развивайте лидерские качества, уверенность ребёнка в себе.

Развивайте в ребёнке творческие способности.

Научите ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.

 Принадлежность к социальной группе («я как мои друзья»)

Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.

Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.

 Развивайте в ребёнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.Научите ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.Развивайте в ребёнке физическую силу.

Развивайте в ребёнке умение общаться

 Протест против родителей

Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика.

Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически, подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.

 Моделируйте условия, метафорически воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок.Научите ребёнка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю?»Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.
 Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей)

Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе.

  1.  Научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений — в любом негативном явлении содержится позитивное зерно (предпосылка к позитивным мнениям), а в любом позитивном явлении есть предпосылка негативу.
  2. Поддержите подростка при переживании им горя, разочарования в любви.
  3. Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните ребёнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? Как обратиться к психологу?

Также причинами ухода из дома могут быть:

  • протест против конфликтных, неблагополучных взаимоотношений, бегство от проблем;
  • ограничение свободы, контроль и гиперопека, неудовлетворение потребности в независимости, самостоятельности;
  • ухудшение положения в группе сверстников, отчуждение от коллектива, пренебрежение и изоляция.

Родителям нужно принять факт, что сын или дочь — уже не ребёнок (по крайней мере, он или она хочет, чтобы все вокруг так думали), поэтому и отношения с подростком нужно строить партнерские.

Это значит, что директивный стиль взаимоотношений типа «как я сказал, так и будет», можно «с почестями похоронить».

Важно предоставлять информацию и факты, а выводы подросток будет делать сам. Многие «капризы» подростков можно понять и принять, если знать особенности их поведения.

Подросткам необходимо общение со сверстниками, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается нереализованным. Очень важно, чтобы у сына или дочери была возможность встречаться с друзьями дома. Даже если у подростка нет собственной комнаты, предоставьте ему «крышу» для общения со сверстниками. И тогда дом для детей станет самым притягательным местом.

Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. К примеру, заявления родителей, чтобы дочь не переступала порог дома, если она совершит ошибку (ранняя беременность, опыт употребления наркотиков), могут обернуться трагедией. Вообще, подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам.

Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного доверия к вам. Выслушивайте подростка всегда, особенно если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.

Если подросток уже ушел из дома или такая ситуация повторяется из раза в раз, то не пытайтесь решить проблему силовыми методами.

Когда увидите, что побег произошёл, без колебаний начинайте предпринимать меры, Часто родители думают, что пройдёт время и ребёнок остынет и вернётся. Эта тактика основана на благих намерениях, но всё же рискованно. Каждую минуту, когда ребёнок думает, что за него никто не беспокоится, его переполняют отрицательные эмоции. Некоторые добровольно возвращаются домой, но они подвергают себя большой опасности. Так что нужно сразу начинать действовать.

Когда ребёнок вернётся домой, выразите свою любовь к нему и радость, что он вернулся. Убедите вашего ребёнка, что он нужен вам независимо от того, какие проблемы возникли в ваших отношениях.

При любой возможности старайтесь избегать наказания ребёнка за побег из дома. Наиболее вероятно, что он будет чувствовать смущение оттого, что ему не удалось остаться самостоятельным, и сожаление, что вам пришлось переживать за него. Расценивайте такую обстановку как сигнал, что с вашей стороны необходимо больше уделять внимания ребёнку, и ищите подходы.

Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т. д. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому «драконовские» меры могут только усилить желание подростка вырваться из дома.

Необходимо проанализировать, почему сыну или дочери было неуютно с вами. Быть может, что-то изменилось в отношениях взрослых? Тогда стоит подумать, как оградить подростка от своих взрослых проблем.

Уход ребёнка из дома, ситуация действительно нестандартная, поэтому вам может потребоваться помощь психолога. Хорошо, если вы найдете «узкого» специалиста, который не первый год работает с детьми и подростками, убегающими из дома или склонных к бродяжничеству. И, конечно, замечательно, если на прием к нему вы придете вместе с ребенком. Не пытайтесь заманить ребенка в кабинет психотерапевта обманом.

Взрослым следует помнить, что в основе многих проблем ребенка лежит его заниженная самооценка. Закладывается она в раннем детстве, когда ребенок узнает о себе только из слов и отношения к нему близких.

Положительное отношение к себе является основой его психологического выживания, и поэтому ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Ребенок ждет подтверждения того, что он хороший, что его любят, что он может справляться с посильными делами.

Есть выражение: «Единственное, что родители должны сделать для своего ребенка, — это дать ему высокую самооценку. Остальное ребенок сделает сам». А для этого он должен расти в атмосфере любви и уважения, в окружении жизнерадостных, гибких и чутких родителей, научивших его радоваться жизни. Именно в такой атмосфере вырастают уверенные в себе, любимые другими и способные на многое в жизни люди.

Источники:
http://shishkinily.narod.ru/uhody.html
http://www.odnoklassniki.ru/group/51568380280984/topics/-1528441064

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тебе помогут в Тамбове

Уполномоченный по правам ребенка Тамбовской области Евгений Леонтьевич Таможник г.Тамбов, ул.Советская, 106 "А", оф. 206

8 (4752) 72 65 44

Отдел охраны прав детства управления образования и науки области Варкова Людмила Викторовна

8 (4752) 79 23 30