Формирование толерантности у школьников

В настоящее время российское общество переживает сложный период своего развития. Конфликтные ситуации с разными странами и их народами, к сожалению, приобрели систематический характер. Развитие данных негативных процессов провоцирует рост агрессивных настроений в обществе, что, в свою очередь, приводит к потере гуманистических ценностей, падению морали, культуры взаимоотношений между людьми и ухудшению криминогенной обстановки. Деструктивную роль играют различные СМИ и социальные сети, создающие крайне агрессивный и негативный информационный фон, который, в свою очередь, отражается на поведении подрастающего поколения. В таких обстоятельствах крайне важным является воспитание у молодого поколения толерантности, поскольку утверждение принципов и норм толерантности является необходимым условием взаимопонимания между людьми, взаимодействия, согласия, сплочения и консолидации общества.

Под толерантностью понимают уважительное отношение к другой личности, без чувства неприятия, а также сознательный отказ от применения по отношению к ней силовых методов или методов давления. Толерантность предполагает понимание человека, отличающегося цветом кожи, вкусами, привычками, иным мнением и вызывающим тем самым чувство раздражения. Толерантность закрепляет право человека жить в согласии с собственным мировоззрением.

Проявление толерантности,  которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый человек имеет право придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.

Кроме того в научной литературе используется термин «интолерантность». Так под интолерантностью понимают проявление нетерпимости в отношении и поведении человека при взаимоотношениях с другими людьми на основе различных признаков.

Воспитывать толерантность следует целенаправленно и поэтапно. Формированию толерантности способствует специально организованная деятельность. Педагогика толерантности основывается на терпеливом, внимательном отношении к убеждениям других людей, является одним из средств решения проблем личности и разрешения конфликтных ситуаций.

Цель воспитания толерантности — воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями  социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) обучение подрастающего поколения традициям и нормам поведения, принятых у носителей иных языков и культур; не только с целью развития умения «принятия инаковости», но и с целью выработки умений адекватного  реагирования на поведение инокультурного собеседника.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения  и воспитания;

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.

Черты, присущие толерантной личности и интолерантной личности

Толерантная личность Интолерантная             личность
Уважение мнения других. Непонимание. Эгоизм.
Доброжелательность. Игнорирование. Цинизм.
Желание что-либо делать вместе. Нетерпимость.
Понимание и принятие. Выражение пренебрежения.
Чуткость, любознательность. Раздражительность.
Доверие, гуманизм. Равнодушие.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Подходы к воспитанию толерантности 

Личностно-ориентированный Деятельностный
признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;

 

признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;

 

опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, «Я-концепцию» партнера;

 

индивидуальный подход

опора на активность, сознательность и самостоятельность;

 

ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;

 

обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;

 

построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей

 Методы воспитания толерантности – это способы формирования готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимого толерантного поведения.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др.

Воспитание толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если удается сочетать требовательность и доброту.

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.

Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу, является внушение, словесное или образное, вызывающее  некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование осознанных побуждений жизнедеятельности. В результате стимулирования толерантного поведения должна формироваться устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки.

Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей.

Методы воздействия на волевую сферу с целью воспитания толерантности предполагают: развитие инициативы, уверенности в своих силах; развитие в сфере саморегуляции в качестве оценивающего выступает сам субъект и его субъективные параметры оценки. В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль и др.

Формирование толерантности предполагает развитие активной жизненной позиции. А активная позиция развивается активными методами.

Активные методы обучения направлены на активизацию деятельности учащихся и предполагает активность обучаемых, высокую степень их вовлеченности в учебный процесс, умение самостоятельно вырабатывать решения и наличие обратной связи учащихся и педагогов. В методах активного обучения различают имитационные (игровые: деловые игры, деловое проектирование и т.п. и неигровые: анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач).

Одной из форм моделирования систем отношений является деловая игра, в  ходе которой  используются дискуссионные методы. Благодаря механизму дискуссии ребенок отходит от черт эгоцентричного мышления и учится вставать на точку зрения другого, что очень важно при развитии коммуникативных умений, являющихся источником формирования толерантности.

Еще одним методом активного обучения является социально-психологический тренинг. В ходе социально-психологического тренинга, основанного на методах групповой работы, происходит овладение знаниями социально-психологического характера и корректируется поведение. В процессе тренинга формируются навыки межличностного взаимодействия, развивается способность к рефлексии и умение быстро и гибко реагировать на ситуацию и перестраивать свое поведение.

Перечисленные методы можно использовать с целью эффективного формирования установки на толерантность.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы педагог не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время бесед, экскурсий, просмотров кинофильмов и т.д.

Наиболее благоприятной для формирования толерантности является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личное отношение к более широкому кругу людей и сверстников

Коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными членами коллектива, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы членов коллектива, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании и выборе средств реализации намеченного.

Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

Кроме того, воспитание культуры толерантности  должно осуществляться по формуле: «родители+дети+учитель».
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка, школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Взрослым необходимо подавать положительный пример своим детям и воспитанникам в отношении терпимости к другим людям. Лишь так можно добиться результатов в стремлении к толерантному обществу.

Источники:

moluch.ru/conf/ped/archive/147/7296/

ethicscenter.ru/tolerantnost.html

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-- p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/564613/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тебе помогут в Тамбове

Уполномоченный по правам ребенка Тамбовской области Евгений Леонтьевич Таможник г.Тамбов, ул.Советская, 106 "А", оф. 206

8 (4752) 72 65 44

Отдел охраны прав детства управления образования и науки области Варкова Людмила Викторовна

8 (4752) 79 23 30