Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде

Агрессия и жестокость — специфические формы действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. В настоящее время довольно актуальной является проблема агрессивности и жестокости подростков. Все чаще мы сталкиваемся с этим явлением и в школе.

Основными факторами, провоцирующими жестокость в ученическом сообществе, являются:

внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей, она обостряется в период подросткового кризиса личности;

предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении — в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее;

недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах;

традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость (общий психоэмоциональный фон учреждения образования; взаимоотношения внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления; особенности отношения педагогов к школьникам;  система взаимоотношений внутри классного коллектива; традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации).

На положительные результаты эмоционального состояния влияет:

создание комфортной среды для школьников;

стиль взаимодействия между взрослыми и детьми в ОУ;

созданная воспитывающая и развивающая среда, способная удовлетворять интересы и потребности подростков;

система работы классного руководителя по формированию духовно-нравственных ценностей.

Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива школы.

Проведенные исследования позволяют утверждать, что в школы целесообразно вернуть систему коллективно-творческой деятельности, изменив, может быть, некоторые принципы ее организации (адаптировать к личностно-ориентированной системе образования). Ведь такие дела имеют в основе своей глубоко позитивные механизмы, которые позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал.  Эта методика может способствовать решению проблемы насилия в школьной среде.

В практику школьной жизни необходимо вводить  деловые и ролевые игры, психологические тренинги. Любая совместная деятельность школьников и взрослых (при правильной организации) способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений.

Особенно эффективны ролевые игры. Их специфика в том, что здесь на равных принимают участие взрослые и подростки. Такие игры предполагают высокий уровень самостоятельности и ответственности каждого участника, свободу и независимость его действий, постоянную необходимость осуществлять выбор и принимать решения. Распределение ролей, моделирование непривычных систем взаимоотношений — все это дает возможность изменить существующее положение и по-новому выстроить отношения между детьми и взрослыми.

Педагог, оказавшийся в роли равного партнера со своими воспитанниками, получает уникальную возможность увидеть их другими глазами. Игровые ситуации подчас вскрывают многие таившиеся подспудно и пока еще не проявленные конфликты и негативные взаимоотношения. Часть из них удается решить в ходе игры. Другие становятся предметом серьезного педагогического анализа, по результатам которого могут быть выработаны рекомендации для отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом.

Диагностические исследования, проведенные по результатам некоторых игр, показали резкое снижение уровня тревожности и агрессивности подростков и повышение рейтинга педагогов, слияние группировок и размывание их границ, уменьшение количества «отверженных», смену «лидеров» на социально более позитивных.

С целью профилактики насилия в подростковой среде так же эффективными окажутся тренинги социальных умений и реализация программ ненасильственного воспитания, спроектированных на основе технологии гуманистического воспитания.

В качестве мер по формированию ненасильственной среды образовательного учреждения выделяют так же: расширение свобод и возможностей выбора видов деятельности; введение принципов «педагогики сотрудничества» и «педагогической поддержки»; расширение системы совместной деятельности всех субъектов образования; создание психологического климата взаимного уважения и доверия.

В работе с несовершеннолетними,  испытывающих поведенческие проблемы, в том числе с высоким уровнем агрессии, педагогам необходимо достичь гармонизации эмоциональной сферы подростков через организацию различных мероприятий и психологических акций, где ребёнок получит положительный эмоциональный опыт, у подростка появляются новые друзья, новые интересы, новые возможности, например:

общие мероприятия типа «Минута славы», «Фабрика звезд» и пр., в которых эти подростки могли бы себя проявить и получить эмоциональное подкрепление;

«Доска знакомства» или «Наши открытия»  —  в  каждом учреждении, группе организуется доска, на которой размещается информация о подростке (фотографии, его творчество, его мечты, его обведенная рука, его пожелания другим детям, описание его предпочтений), информация должна носить эмоционально положительный характер, там может быть место для отзывов друзей и педагогов; через «Доску знакомства» «проходят» все дети группы;

«День звезды», «День имени» —  каждый день какой-либо ребенок (или несколько, в соответствии с именем) становится звездой дня (можно это как-то символически обозначать); в этот день все должны брать у него интервью, автографы, восхищаться им, хвалить и т.п.;

организация «Выставки достижений», когда каждый подросток включается в какую-то интересную и богатую положительным опытом деятельность, а затем в учреждении организуется выставка его достижений;

организация игр, которые способствуют отреагированию негативных эмоций.

Подобные мероприятия позволяют подростку почувствовать себя интересным, нужным, достойным, любимым. Это все способствует укреплению эмоционального ресурса.

Родителям и педагогам следует  правильно вести себя с детьми, про­являющими агрессию в отношении взрослых или сверстников:

спокойно относиться в случае незначительной агрессии;

акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности;

контролировать собственные негативные эмоции;

обсуждать проступок;

сохранять положительную репутацию ребенка;

демонстрировать модели неагрессивного поведения;

снижать напряжение ситуации.

Типы агрессии у детей и способы построения отношений с ними

Название типа агрессии

Рекомендации 

1.Гиперактивно-агрессивный ребе­нок.

Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в кол­лектив сверстников, могут стано­виться агрессивными.

Необходимо грамотно выстраи­вать систему ограничений, исполь­зуя, в том числе и игровые ситуа­ции с правилами. Стимулируйте у детей умение признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим -сверстникам, взрослым и ко всему живому.
2. Агрессивно-обидчивый и исто­щаемый ребенок. Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обу­чения, но и с болезнью роста, осо­бенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражитель­ность, ранимость могут провоциро­вать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить пси­хическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций пе­ренапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.
3. Агрессивный ребенок с оппозици­онно-вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям и знако­мым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так. Вы редко занимаетесь и общае­тесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребен­ку скучно, нечем заняться, и он пе­реносит на вас собственное на­строение и проблемы, перекладыва­ет ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребен­ком, но не за него.
4. Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством зашиты ре­бенка от мнимой угрозы, «нападе­ния». Работайте со страхами, моделируй­те, то есть создавайте  опасную си­туацию и вместе с ребенком пре­одолевайте ее; при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием при­ятного.
5. Агрессивно-бесчувственный ре­бенок.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим на­рушена. Причины могут быть в не­благоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллек­туального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодно­сти, черствости, уплощенности, по­вышенной аффективной (эмоцио­нальной) возбудимости, которые передаются от родителей или близ­ких ребенка. При этом ему трудно понять, что другому, то есть оби­женному, плохо или больно.

Старайтесь стимулировать гуман­ные чувства у такого ребенка: жа­лейте, гладьте кошек и собак, уха­живайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, по­давленное состояние другого чело­века и стимулируйте желание по­мочь. Если это не помогает, при­учайте ребенка нести ответ­ственность — «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди и извинись», «Пожми руку» и тому подобное).

Направления коррекционной работы с агрессивными детьми

  1. Если агрессия является осознанным, контролируемым ак­том со стороны ребенка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию.
  2. Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия:

1) обучение детей контролю над своими эмоциями и спосо­бам выражения негативных чувств без вреда для окружающих людей;
2) обучение умению предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к со­трудничеству;
3) формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к лю­дям.

Источники:

http://xn—-7sbpggoqbfai0a.xn--p1ai/doc/infbank/7-profilaktika_zhestokosti_i_agressivnosti_v_podro.pdf
http://gigabaza.ru/doc/77798-p2.html
studwood.ru/1541882/psihologiya/zhestokost_agressiya_podrostkov_sotsialnoe_yavlenie

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тебе помогут в Тамбове

Уполномоченный по правам ребенка Тамбовской области Евгений Леонтьевич Таможник г.Тамбов, ул.Советская, 106 "А", оф. 206

8 (4752) 72 65 44

Отдел охраны прав детства управления образования и науки области Варкова Людмила Викторовна

8 (4752) 79 23 30