Моббинг в школе: причины и профилактика
[stextbox id=»warning» caption=»Плановые консультации» collapsing=»false» collapsed=»false» image=»null»]Перейти на страницу «График плановых консультаций»[/stextbox]
О моббинге как негативном социально-психологическом явлении в России заговорили совсем недавно. Между тем количество людей, подвергающихся моббингу, растет с каждым днем. Речь идет как о травле детей в школе, так и о моббинге в трудовых коллективах.
Данный термин получил широкую известность в 60-е годы прошлого века после публикации работы шведского врача Гайнеманна, который назвал это явление «психологическим террором».
Моббинг в школе – это психологическое притеснение группой учеников своего одноклассника, другого ребенка из школы или учителя. Не редки случаи, когда учитель становится жертвой в своем педагогическом коллективе. Учитель также может сам начать применять психологический террор по отношению к классу.
Однако самый распространенный вариант моббинга в школе – группа агрессивных учащихся всячески унижает и терроризирует одного из своих одноклассников. Об этой разновидности моббинга и пойдет речь дальше.
Моббинг – это отношения между группой агрессоров (мобберов) и их жертвой, предполагающие систематическое и целенаправленное преследование жертвы с целью «выжить» ее из класса или школы.
Желая превратить жизнь своего одноклассника в сущий ад, малолетние агрессоры пускают в ход различные виды моббинга:
упреки,
брань,
оскорбление,
обзывание,
высмеивание,
шантаж,
принуждение,
наговоры,
дезинформация,
изоляция,
кибермоббинг (выкладывают фото, видео и позорящие жертву комментарии в Интернете),
порча имущества,
кражи,
пинки, толчки, подножки и другие действия, не наносящие существенного вреда телу,
избиение и иное физическое насилие,
нанесение увечья и так далее.
Мальчики чаще выбирают физические его виды (пинки, толчки, удары), а девочки – более изощренные, вербальные (издевки, сарказм, сплетни), а также пустые угрозы и социальную изоляцию жертвы.
Моббинг в школе далеко не безобидное явление. Дети, которые подвергались издевательствам и агрессии со стороны своих сверстников, могут вести себя как жертва не только в школьные годы, но и во взрослой жизни. Наверняка есть жертвы моббинга, которые сохранили психологическое здоровье, и все у них хорошо сейчас. Но не нужно забывать, что детские страхи и переживания проходят не до конца.
Постоянная травля в школе может привести к следующим последствиям:
ухудшение здоровья школьника;
одиночество;
агрессивное поведение;
последствия заниженной самооценки;
заболевания невротического характера;
мысли об убийстве либо совершении суицида.
Модель поведения «моббер» и «жертва моббинга» автоматически воспроизводится в средних и высших учебных заведениях, а потом и в трудовых коллективах во взрослой жизни, если конечно не предпринимать никакие меры.
Самая большая опасность моббинга – стать его жертвой может любой ребенок. Ему не обязательно чем-то отличаться от остальных, хотя чаще именно по признаку «не такой, как все» жертвы и выбираются. Ими становятся болезненные дети, дети с каким-либо физическими недостатками, проблемами с самореализацией, ранимые и мягкие, отстающие в развитии или, напротив, преуспевающие в учебе более остальных, активисты и лидеры. Бывает, что бывшая жертва сама становится моббером, причем уже более жестоким, нежели ее преследователи.
Но чаще всего личность потенциальной жертвы – лишь предлог для агрессивного ребенка на ком-то сорвать злость. Именно поэтому жертвой может стать кто угодно.
Детский и подростковый моббинг отличается от взрослого тем, что не созревшие психологически школьники очень ценят факт своего нахождения в группе ровесников. Быть сопричастным группе – основанная потребность подростка. Одурманенные чувством стадности и желанием примкнуть к толпе, дети способны совершать ужасающие поступки.
Что же толкает детей, еще вчера бывших наивными и прекрасными малышами, на жестокость?
Частые причины агрессивного поведения моббера в школе:
подражание агрессии взрослых по отношению друг к другу или к себе;
нарушение эмоционального контакта с родителями (атмосфера нелюбви в семье);
применение родителями физического или иных форм наказания по отношению к ребенку;
равнодушные или агрессивные школьные учителя;
проблемы с организацией школьной жизни (слишком много детей в классе, частая смена учителей, «окна» между уроками и так далее);
неумение выражать себя и ставить адекватные цели;
заниженная самооценка;
неумение разрешать конфликты;
опыт в роли жертвы моббинга со стороны других детей.
Объекта травли в школе можно выделить по некоторым характерным признакам:
внешний вид (стиль в одежде не соответствует современной тенденциям в моде);
национальная принадлежность (акцент);
физические данные (слабые физические данные по сравнению со своими сверстниками);
степень усвоения знаний;
заниженная самооценка;
подверженность к тревогам и страхам (жертв моббинга легко вывести из равновесия, они могут расплакаться, боязливы, вызывают ощущение беспомощности).
Моббинг часто остается скрытым процессом, ведь и агрессивный ребенок, и ребенок-жертва нередко молчат о своих проблемах.
Тревожным сигналом в поведении ребенка для родителей должны стать:
бессонница,
потеря или резкий набор веса,
тики, заикание,
энурез,
проблемы с желудком,
мигрени,
замкнутость,
слезливость,
агрессивность и иные нарушения психического плана или соматические заболевания.
Предотвратить и защитить ребенка от моббинга можно совместными действиями как со стороны учителей в школе, также усилиями родителей дома, участием социальных работников и психологов.
Основная цель профилактических мероприятий должна быть направлена на то, чтобы помочь ребёнку совладеть со стрессовой ситуацией и агрессией.
Профилактические действия в школе для предотвращения моббинга
- 1. Наличие четких правил поведения в школе, их ясная и доходчивая форма, их обязательное исполнение для всех участников ситуации обучения, в том числе и со стороны администрации, учителей, классных руководителей.
- Контроль детей учителями (на переменах, во дворе школы)
Взрослые, работающие в детских коллективах, должны вовремя определять признаки моббинга, своевременно на них реагировать; нельзя недооценивать ситуацию, принимая занятие детским моббингом за шалости.
- Классный час
Эффективная организация классного руководства, которая должна проводиться взрослыми, пользующимися авторитетом среди обучающихся.
Классные часы необходимо проводить с участием детского психолога, социального педагога, нужно говорить о данной проблеме со всем коллективом класса.
- Помощь психолого-социальной службы
При необходимости можно прибегнуть к помощи психолого-социальной службы. Специалисты проводят диагностику психологического состояния класса и выявляют детей, которые подвергались или могут подвергаться моббингу со стороны своих одноклассников. Обычные диалоги, наблюдения во время учебного процесса, консультации с участием детей, родителей и педагогов способны выявить явные проблемы. Обидчики и их родители должны ясно понимать, что их выходки не остаются безнаказанными. Этому должны содействовать психолого-социальная служба, учителя и администрация.
- Использование учителями всевозможных методов работы для профилактики:
работа с художественными произведениями, затрагивающими проблемы травли (во время чтения ученики сопереживают, сравнивают себя с героями произведения, которые испытывают страдания);
просмотр кинокартин соответствующей направленности и проведение совместного обсуждения просмотренного (например, просмотр художественного фильма «Чучело» по повести В. Железнякова, автор написал повесть на основе случая с внучкой);
написание сочинений на тему моббинга (в процессе написания сочинения, ученик может выразить свое отношение, прочувствовать проблему). Если все начнут задумываться над этим, то, возможно, откажутся от случайных обидных слов в адрес более слабого одноклассника и бессмысленных издевательств.
Учителю не стоит выставлять напоказ одноклассников недостатки одного из учащихся, высмеивать их, даже если порой он ведет себя не совсем адекватно, «витает в облаках», неопрятен и т.п. Тем самым педагог не только содействует моббингу со стороны одноклассников, но и сам становится «агрессором» по отношению к ребёнку, оказывая давление, которое может неблагоприятно повлиять на будущее ребёнка и его психологическое здоровье. Необходимо больше времени уделять беседам с родителями, даже если педагог не придет с ними к согласию, возможно, этот разговор поможет лучше понять поведение ребёнка, объективно взглянуть на его предпосылки. Не стоит забывать о терпимости и толерантности. Успех в обучении по большей части определяется эмпатией между учителем и учеником, а воспитать толерантных учеников может лишь толерантный учитель.
Источники:
https://www.odnadama.ru/deti/detskij-mobbing-v-shkole-kak-zashhitit-rebenka-ot-travli-v-klasse/
https://pedsovet.su/publ/164-1-0-3420
https://pomoshbaby.ru/publ/mobbing_v_shkole/1-1-0-165