Обучение

Технология «Снижение делинквентности подростков путем преодоления их социального отчуждения»

Технология направлена на профилактику противоправного поведения подростков через преодоление ими отчуждения и развитие качеств неотчужденной личности.

Технология заключается:

— в снижении склонности подростков к делинквентному поведению через преодоление ими отчуждения;
— в применении для преодоления отчуждения механизма адекватной самоидентификации;
— в проведении у делинквентных подростков коррекции качеств, характерных для отчужденной личности;
— в проведении коррекционно-развивающей работы на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом;
— в проведении психологической работы не только непосредственно с делинквентными подростками, но и с их родителями и специалистами, работающими с этими подростками.

Научные исследования проблем противоправного поведения подростков показывают, что все подростки, склонные к делинквентному поведению, переживают отчуждение.

Отчуждение — такое отношение человека к окружающему миру и к себе, при котором он сам, значимые другие и продукты его деятельности осознаются им как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и враждебности), что выражается в соответствующих переживаниях субъекта (обособленности, одиночестве, отвержении, утраты Я) и сопровождается дезадаптивным деструктивным поведением.

Причем, чем выше уровень отчуждения, тем выше уровень склонности к противоправному поведению. Результаты исследований, позволяют сделать вывод о том, что отчуждение является существенной предпосылкой делинквентного поведения и при определенных дополнительных условиях (внутриличностных, возрастных, социально-экономических) способствует в подростковом возрасте совершению действий, направленных на нарушение общепринятых норм и правил.

Причины отчуждения берут свое начало в раннем детстве и базируются на деформации детско-родительских отношений, на неумении родителей (а затем воспитателей, педагогов и других значимых взрослых) адекватно реагировать на различные проявления своих детей, помогать им в правильном самоотражении и идентификации.

Нарушения в идентификации приводят к искаженному восприятию ребенком себя и окружающего мира, к ограничению возможности получать истинную информацию извне, а потому – к неадекватной оценке себя и своих возможностей, к потере субъектности.

Выделяют следующие аспекты отчуждения личности:

1) отчуждение затрудняет усвоение человеком социальных норм, регулирующих межличностные отношения, поведение;

2) отчуждение личности на раннем этапе ее развития из-за невыполнения семьей своей основной функции – включения ребенка «через себя» в структуру общества – может закрепиться в человеке и стать причиной его социально-психологической изоляции от семьи, учебных и трудовых коллективов, других малых групп;

3) отчуждение личности может приводить к формированию ее негативного отношения к среде, ощущению враждебности окружающих; это способно породить агрессию в качестве защиты от чаще всего воображаемого нападения или угрозы. Субъективное восприятие среды как враждебной или безразличной существенно затрудняет профилактику преступлений, исправление и перевоспитание преступников в плане их внутренней переориентации, изменения наиболее важных установок и отношений;

4) изоляция субъекта от нормальных контактов в микросреде в большинстве случаев приводит к тому, что он ищет признания среди подобных себе. Это выражается в уходе в группы антиобщественной направленности и длительном функционировании в их составе;

5) существенные нарушения связей человека со средой приводят и к нарушениям установленных норм поведения. Если человек отрывается от группы, он не только выходит из-под ее контроля, но и перестает разделять ее ценности и нормы. Чрезмерная привязанность только к данной группе серьезно заслоняют индивиду окружающий мир. Это может иметь криминогенные последствия, особенно если угроза утраты связи с группой, являющейся единственным адаптирующим фактором, способна привести к глубоким психическим травмам;

6) личностные особенности индивида, выражающиеся в уходе в себя, обособлении от других, часто связаны с отсутствием эмпатии, с неумением чувствовать эмоциональные состояния другого человека, сопереживать ему, с нарушением идентификации с другими людьми, т.е. с отсутствием способности поставить себя на их место; подобные черты содействуют совершению тяжких насильственных преступлений.

Таким образом, отчуждение оказывает существенное влияние на формирование склонности к противоправному поведению, являясь его предпосылкой. Но в таком случае, преодоление отчуждения должно привести у делинквентных подростков к снижению уровня склонности к делинквентному поведению.

Механизм преодоления отчуждения заключается в формировании у индивида способности адекватного отражения мира и адекватной самоидентификации посредством своей деятельности и адекватного отражения результатов этой деятельности опосредованно через значимых других.

Одновременно с развитием навыков адекватной самоидентификации для преодоления отчуждения у делинквентных подростков целесообразно проводить и коррекцию характерных для них негативных личностных качеств:

— они часто сомневаются в способности вызвать уважение, симпатию, одобрение окружающих, не уверены в своей интересности для других людей, замкнуты, скрытны, тревожны, импульсивны, эмоционально неустойчивы, критичны, подозрительны, склонны к беспринципности, часто несдержанны и агрессивны;

— них преобладает повышенный уровень фрустрированности и напряженности. Эти подростки особенно чувствительны к одобрению или порицанию окружающих, часто бывают конфликтны, упрямы, раздражительны.

Прежде чем с этими подростками начинать занятия по развитию навыков адекватной идентификации, необходимо провести у них коррекцию качеств, присущих отчужденной личности. На первом этапе работы важно снизить у них уровень напряженности, тревожности, подозрительности, агрессии; расположить их к совместной со специалистом работе; повысить интерес к самопознанию. И только после этого можно переходить к формирующим и развивающим занятиям.

Таким образом, отчуждение проявляется на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Следовательно, и коррекционно-развивающую работу также следует проводить на этих трех уровнях, охватывая когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности каждого подростка.

Причиной отчуждения является нарушение адекватной самоидентификации ребенка через отражение в значимых других (прежде всего, родителей, а для этих подростков еще и педагогов, и сотрудников ОВД). Поэтому необходимо родителям этих подростков и работающим с ними специалистам не только дать знания о психологии отчуждения, но и развить у них лояльное отношение к делинквентным подросткам, сформировать навыки рефлексии во взаимоотношениях с подростками.

Задачи использования технологии:

  • провести у делинквентных подростков коррекцию качеств, характерных для отчужденной личности;
  • сформировать у делинквентных подростков навыки адекватной самоидентификации и адекватного отражения окружающего мира;
  • развить у делинквентных подростков посредством адекватной самоидентификации и адекватного отражения окружающего мира качества, свойственные неотчужденной личности;
  • повысить уровень компетентности родителей делинквентных подростков и работающих с ними специалистов (педагоги, сотрудники ОВД) в вопросах воспитания и взаимодействия с этими подростками.

 

Модуль «Коррекция у делинквентных подростков качеств отчужденной личности» для проведения занятий с несовершеннолетними

 

 

Один комментарий к “Технология «Снижение делинквентности подростков путем преодоления их социального отчуждения»

  • Примите слова искренней благодарности за богатый методический материал по работе с детьми с делинквентным поведением. За высокий профессионализм и компетентность, целеустремленность и кропотливый труд! Ваш опыт послужит нам в дальшей работе, направленной на развитие духовного и нравственного уровня подрастающего поколения.
    Желаем Вам крепкого здоровья и благополучия, терпения и оптимизма, успехов в нашем нелегком, но таком ВАЖНОМ труде!

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *