Опыт и эффективность использования инновационной технологии «Интенсивная школа» в работе с детьми группы риска
Алиса Юрьевна Степанова, педагог-организатор, руководитель муниципальной опорной площадки по работе с детьми группы риска на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» г. Тамбова
Современное образование предъявляет особые требования к воспитанию и развитию качеств личности учащихся. Одно из приоритетных направлений Национальной стратегии действий в интересах детей – внедрение технологий, ориентированных на обеспечение доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и формирования здорового образа жизни детей.
Дополнительное образование детей – один из социальных институтов детства, который предоставляет широкий спектр возможностей для организации межличностного взаимодействия детей и условий их самореализации: творческая деятельность, кинопросмотры с последующим их обсуждением, социально значимые дела и др. Это способствует решению задач социализации подрастающего поколения, в том числе, детей группы социального риска.
С июня 2013 года на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» города Тамбова действует муниципальная опорная площадка по реализации комплексной программы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Тамбовской области «Не оступись!» на 2013-2015 годы.
Специалисты рабочей группы муниципальной опорной площадки осуществляют деятельность по внедрению инновационной технологии «Интенсивная школа». «Интенсивная школа» – это процесс получения новых знаний и практик в режиме погружения за короткий промежуток времени.
Цель внедрения технологии – повышение уровня социализации учащихся группы риска путём организации их внеурочной деятельности с использованием инновационной технологии «Интенсивная школа» и психолого-педагогического сопровождения.
Задачи:
• выделить интегрированную группу для апробации технологии;
• определить критерии и организовать мониторинг результативности внедрения технологии;
• разработать обучающие модули по тематике, интересной подросткам;
• организовать внеурочную деятельность детей с использованием технологии «Интенсивная школа»;
• обеспечить психолого-педагогическое сопровождение через сетевое взаимодействие.
В течение 2014 года в интегрированной группе подростков (70% благополучных, 30% — группы риска) было проведено 4 психолого-педагогических тренинга на сплочение, снятие тревожности и снижение уровня агрессии. Разработано и проведено 5 обучающих модулей, которые включают в себя 4 познавательных программы, 1 игровую программу, 2 викторины, 2 тренинговых занятия, мероприятия по профилактике аддиктивного поведения .
Примерная структура модуля интенсивного обучения такова:
— блок учебно-практических занятий;
— блок проблемно-ценностного общения — дискуссии и дебаты;
— блок социальной практики — проведённый совместно с лидерами детских общественных организаций: акции, социальные проекты, флешмобы, волонтёрская деятельность;
досуговый блок по тематике модуля;
реабилитационный блок — тренинги методов отказа, поведения в стрессовой ситуации, в ситуации выбора, эмоциональной саморегуляции, индивидуальное консультирование, настрои, сеансы в сенсорной комнате.
Для мониторинга результативности внедрения технологии были выделены следующие критерии – шкалы многофакторного личностного опросника Кеттелла: эмоциональная стабильность – нестабильность (Фактор С); доминантность – конформность (Фактор Е); сдержанность – экспрессивность (Фактор F); низкая нормативность поведения — высокая нормативность поведения (Фактор G); жестокость — чувствительность (Фактор I); спокойствие – тревожность (Фактор O).
В интегрированной группе 13 человек, 4 подростка состоят на различных видах учета. Результаты первичного среза показали невысокий уровень владения эмоциями, повышенную тревожность, агрессивность и низкую нормативность поведения, неподчинение общественным нормам.
По итогам контрольного среза и психолого-педагогического наблюдения выявлено снижение уровня тревожности и агрессивности, дети стали лучше владеть своими эмоциями, более ответственно относиться к общественно важным поручениям в школе, повысилась нормативность их поведения.
В процессе внедрения технологии «Интенсивная школа» специалистами муниципальной опорной площадки достигнуты следующие результаты:
- создана интегрированная группа;
- организовано психолого-педагогическое сопровождение с ведением личных карт и тренинговых занятий;
- организована совместная внеурочная деятельность подростков с использованием инновационной технологии «Интенсивная школа»;
- снизились уровни тревожности и агрессивности детей группы риска на 5,2% и 8,3% соответственно;
- сформированы навыки эмоциональной саморегуляции;
- показатель уровня нормативности поведения детей группы риска повысился на 8,3%.