Новости

Из опыта реализации технологии «Игротерапия» в рамках комплексной программы «Не оступись!»

Попова Е.Ю.
Попова Елена Юрьевна – руководитель муниципальной опорной площадки по работе с детьми группы риска Рассказовского района Тамбовской области

В рамках реализации комплексной программы профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних Тамбовской области «Не оступись!» на 2013-2015 гг., которая реализуется при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г.Москва), в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Рассказовского района с июля 2013 года работает муниципальная опорная площадка по работе с детьми группы риска «Подросток и общество».

Одной из задач опорной площадки является координация усилий субъектов системы профилактики в работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.

С целью реализации данного направления в районе организовано межведомственное взаимодействие государственных структур: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района, отдела МО МВД РФ «Рассказовский», центра по профилактике социального сиротства ТОГБОУ «Рассказовская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования», ТОГБУЗ «Рассказовская центральная районная больница», отдела образования, отдела по физической культуре, спорту и молодежной политике.

На заседаниях межведомственного совета утверждается план работы опорной площадки, обсуждаются мероприятия, проблемы и результаты профилактической и реабилитационной деятельности.

Общее количество несовершеннолетних от 6 до 18 лет в муниципальном образовании на сегодняшний момент составляет 2165 человек. Доля состоящих на учете в органах внутренних дел Рассказовского района составляет 0,9%.

Опорная площадка призвана вовлечь несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в продуктивную внеурочную деятельность, дополнительное образование, реабилитационные мероприятия.

Одним из основных методов, оказывающих сильное воздействие на личность, независимо от возрастных особенностей, является игра. Она помогает подростку раскрыться, приобрести друзей, способствует снижению напряжённости, тревоги, страха перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения. С целью использования возможностей игры для социализации и реабилитации детей и подростков на опорной площадке применяется технология «Игротерапия».

К моменту ее внедрения в практику работы с несовершеннолетними группы риска у педагогического коллектива уже имелся некоторый опыт, накопленный в ходе реализации комплексной программы «Право ребёнка на семью». В рамках реализации профилактической услуги «Реабилитационный досуг для детей группы риска» специалистами были изучены и освоены игровые формы, позволяющие создать реабилитационную среду, в которой участники интегрированных групп способны установить между собой дружеские отношения.

Важным элементом технологии «Игротерапия» является так называемый игровой комплекс, формируемый из различных видов игр на основании диагностики в зависимости от дефицитов подростков.

В рамках реализации технологии «Игротерапия» методической службой Дома детского творчества разработаны игровые комплексы: по развитию коммуникативных навыков «Радуга общения»; направленный на физическое развитие «Спортивный марафон»; по формированию навыков профессионального самоопределения «Мир профессий».

Игровой комплекс «Мир профессий» ориентирован на подростков и детей целевой группы в возрасте 14 – 17 лет. К его реализации были привлечены родители, тьюторы, школьные педагоги.

Первый этап включал в себя задания на командообразование (упражнение «Клубок качеств», игры «Выбери меня», «Приемная комиссия»). В итоге образовались две команды, которые выбрали название и эмблему.

Второй этап проводил специалист ТОГКУ «Центра занятости населения», который познакомил детей с каталогом профессий нашего региона. О наиболее востребованных профессиях подростки узнали из кроссворда «Профессия на букву…». Оживление вызвала деловая игра «Собеседование с работодателем», где участники должны были выгодно презентовать себя. Воспитанники объединения «Мир театра» подготовили конкурс пантомимы «Угадай профессию».

В заключение игрового комплекса психолог предложил выполнить практическую работу «Карта интересов», результатом которой стали практические рекомендации по индивидуальному выбору профессии.

В промежутках межу этапами мероприятия организовывались разминки-юморинки профессиональной тематики.
При разработке подобных игровых комплексов специалисты опорной площадки сочетают игры по различным видам деятельности. Например, в игровом комплексе «Радуга общения» одновременно используются группа игр: психологические, ценностно-нравственные, интеллектуальные и художественные («Огонь и лед», «Кино», «Общий рассказ» и др.). Специфика комплекса «Спортивный марафон» включает в себя игры на местности, эстафеты, игры-упражнения, тренирующие координацию движений, ловкость, реакцию; формирующие навыки ЗОЖ («Горка», «А ну-ка, отними», «Смешной баскетбол», «Переправа»).

Привлекательность игровых технологий для подростков состоит в разнообразной по характеру деятельности, позволяющей им реализовать себя в реальной или смоделированной деятельности, рассчитанной на конкретную ситуацию.

Отрадно видеть, как после ряда игровых тренингов на сплочение коллектива («Сбор рукопожатий», «Атомы и молекулы» и др.), дети по-новому начинают смотреть на своих сверстников, открывая в закоренелом «двоечнике» и отпетом хулигане находчивого и готового прийти на помощь одноклассника. Положительные эмоции, которые даёт детям участие в игре, решают проблемы негативизма, страхов, неуверенности в собственных силах.

Особое внимание специалисты уделяют упражнениям, тренингам, направленным на формирование у учащихся умений понимать эмоциональное состояние своё и окружающих, действовать в группе; снижению агрессивного состояния. Тренинги тщательно подбираются психологом после обследования целевой группы воспитанников.
Благодаря сюжетно – ролевым играм («Как я могу выразить, что я чувствую?», «Как общаться и не смущаться», «Интервью») и, конечно, доброжелательно настроенному педагогу дети постепенно снимают свои зажимы. Во время проведения учебных занятий в Доме детского творчества приветствуется присутствие родителей, что очень вдохновляет ребят.

С целью определения уровня развития реабилитационного процесса используются различные формы и методы: беседа, наблюдение, тест, анкетирование, рисование, игры. К подготовке диагностического инструментария и обработке результатов опросов привлекаются психологи и социальные педагоги общеобразовательных школ. Анализируя данные, можно отметить позитивную динамику: 84% детей целевой группы следуют принятым в начале деятельности четким правилам работы в творческой группе и Доме творчества в целом; уровень тревожности, агрессивности с начала действия программы «Не оступись!» снизился на 67,8% и 54,3% соответственно; уровень самооценки и комфортность на занятиях в объединениях также повысился на 75,8% и 83%. Педагоги отмечают у ребят увеличение количества позитивных высказываний о себе и приобретенное умение делать уместные комплименты окружающим. Радует и то, что у 21% детей целевой группы появились друзья благодаря совместным занятиям и проводимым часам свободного общения в Доме творчества.

Среди родителей воспитанников также было проведено анкетирование, которое показало степень удовлетворенности результатами применения современной педагогической технологии «Игротерапия». В анкетировании приняло участие 65% родителей от общего количества. 98% опрошенных согласны с тем, что ребенок с радостью идет в Дом творчества, а после посещения занятий у него обычно хорошее настроение. 58% опрошенных ответили, что ребенок готов проводить в Доме творчества все свое свободное время. У 77% родителей выбор детей совпадает с их желанием, а 93% поддерживают ребенка, так как это ему интересно. Практически большинство родителей, со слов ребенка, считают, что у него хороший педагог.

Территория нашего района значительная, и некоторые дети целевой группы отдалены территориально от площадки, но не обделены вниманием и заботой специалистов. Организуются выезды в отдалённые сёла для консультаций, тренингов, встреч с трудными подростками и их семьями.

Регулярно с целью трансляции опыта специалистами опорной площадки проводятся семинары для тьюторов, социальных педагогов, классных руководителей и мастеров организаций профессионального образования. В летний период специалисты муниципальной площадки выезжают в школьные лагеря дневного пребывания, где также распространяют опыт работы по применению технологии «Игротерапия». На сайте нашей организации размещены различные материалы по работе с детьми группы риска для заинтересованного круга лиц.

Методическим отделом организации изданы буклеты «Инновационная технология «Игротерапия»», «Твои права»; памятки и листовки для родителей «Мой ребенок — подросток», «Учимся строить отношения», «Ассоциативный словарь подростка»; брошюра для педагогов с подборкой игровых комплексов «Калейдоскоп игр».

Воспитание современного ребёнка невозможно без хорошей материальной базы. Добиваться положительных результатов помогает современное оборудование, приобретённое на средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: компьютерная техника, развивающие компьютерные и настольные игры, сенсорная комната – все используется в работе с несовершеннолетними по профилактике правонарушений и преступлений.

Вместе с тем, нужно отметить, что все еще остаются факторы риска: проявление неадекватной реакции ребёнка на замечание педагога, агрессивные действия по отношению к сверстникам, не всегда с пониманием идут навстречу родители учащихся данной категории.

И все же эффективность использования технологии «Игротерапия» свидетельствует о том, что педагогическому коллективу Дома детского творчества удалось создать у себя в организации безопасную атмосферу, необходимые условия для социализации, адаптации к социуму и реабилитации детей группы риска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *