Новости

Социальный технопарк

форум в ставрополе

Технология «Интенсивная школа» в рамках реализации программы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Тамбовской области «Не оступись!» на 2013-2015 гг.

При содействии Фонда поддержки детей, находящихся в ТЖС, с 2013 года на территории Тамбовской области реализуется программа профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних «Не оступись!».

34 муниципальные опорные площадки, созданные в рамках Программы преимущественно на базе домов и центров детского творчества, апробируют современные технологии работы с несовершеннолетними группы риска, в том числе, находящимися в конфликте с законом.  Дом детского творчества г. Рассказово Тамбовской области, который я имею честь представлять, реализует технологию «Интенсивная школа». Позвольте напомнить, интенсивное обучение – это процесс получения новых знаний и практики за короткий промежуток времени, проводимый в режиме погружения в предметный или культурный материал. Первые интенсивные школы были созданы для одаренных детей. Известными стали Физико-математическая школа им. М.А. Лаврентьева (г. Новосибирск) и Красноярская Летняя Школа (КЛШ), на базе которых проходило обучение и вовлечение одаренных детей в науки преподавателями высших учебных заведений.

Идея погружения в решение проблемы показалась нам интересной и мы стали применять ее в работе с детьми группы риска.

Внедрение технологии «Интенсивная школа» в деятельность опорной площадки начинается с  диагностики: анализа причин постановки на учет и тяжести правонарушений, изучения позитивных возможностей, сильных сторон и дефицитов личностного развития подростков, их коммуникабельности, возможности интеграции в систему дополнительного образования.

На втором этапе проводится работа по привлечению подростков школьного возраста в занятия на базе Дома творчества, создается интегрированная группа в процентном соотношении 30% (группа риска) к 70% (благополучные дети). Система тренинговых занятий помогает привлечь и удержать несовершеннолетних группы риска-целевую группу в Доме творчества.

Когда интегрированная группа сформирована, ее состав стабилен, с подростками проводятся занятия интенсивной школы, как правило, в каникулярный период в течение 3-4 дней.

Программа интенсивной школы определяется принципами модульной технологии и включает в себя:

  • Коммуникативный модуль «Учимся общаться и взаимодействовать».
  • Психолого-правовой модуль «Правила жизни», направлен на развитие способностей к саморегуляции подростков, планированию их жизненных целей, формированию правовой нормативности.
  • Модуль развития уверенности в себе «Умей сказать нет», целью является обучение подростков управлению эмоциональным состоянием, умению отстаивать своё собственное мнение, противостоять давлению со стороны, формированию позитивного самоотношения, основ здорового образа жизни.
  • Модуль личностного роста «Пойми, прими и совершенствуй!», цель которого — формирование у подростков стремления к познанию своего внутреннего мира, ориентации в нем, предпосылок к самовоспитанию.

Обязательной составляющей любого модуля является деятельность психолога и социального педагога. Модули мобильны и видоизменяемы, но подобраны в соответствии с темой и целью цикла занятий, способствующих коррекции и реабилитации подростков, восстановлению социального статуса.

По форме данная технология напоминает предметные недели.

Ее новизна и актуальность обусловлены: интегрированностью групп, четкой направленностью на социализацию, адаптацию и реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, использованием реабилитационного компонента при реализации образовательных модулей, налаженным сетевым и межведомственным взаимодействием с социальными партнерами (структуры, организации и учреждения, общественный совет города, организации «Боевое Братство», Союз ветеранов Афганистана).

К реализации технологии на опорной площадке привлечены: руководитель (куратор) опорной площадки, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, социальный педагог.

Формы занятий разнообразны, интерактивны, продуктивно-деятельны, что в свою очередь в большей степени позволяет удерживать внимание и интерес подростков целевой группы.

Позитивный опыт нашей организации в реализации технологии «Интенсивная школа»:

  • Минимум бесед и лекций (кроме бесед с представителями церкви; подросткам очень нравятся беседы, проводимые Иереем Иоанно-Богословского храма, отцом Владимиром).
  • Тренинговые занятия с психологом и социальным педагогом.
  • Мастер-классы специалистов, а также представителей Молодежного совета при администрации города. Подросткам проще находить общий язык с молодыми людьми.
  • Занятия в объединениях дополнительного образования. Здесь преобладает интерес прежде всего к объединениям спортивной направленности. В то же время подросткам очень важно передать состояние своего внутреннего мира через творческие задания педагогов. Тот же выброс адреналина в танце или отражение своего настроения в рисунке.
  • Экскурсии. С большим удовольствием подростки посещают местные и областные краеведческие музеи. Здесь очень важна привязанность слов экскурсовода к проблемам подростков. К примеру, экскурсия «Знаменитые люди города». До ребят была донесена мысль о личностном развитии человека, который добился успеха в жизни.
  • Трудовые десанты. Вот как раз здесь нам очень помогают мужчины из Общественного Совета. К 70-летию Великой Победы над фашизмом ими была организована уборка территории мемориала нашей землячки Героя Советского Союза партизанки-разведчицы Веры Поздникиной.
  • Дискуссионный киноклуб. Здесь важно правильно произвести отбор фильма, который затронет душу ребят; организовать дискуссию. Такой эффект, например, дал просмотр короткометражного фильма «Цирк бабочек».
  • Спортивные соревнования. Хотя и здесь бывают сложности, опять же это занятия, которые привлекают ребят, дают возможность выплеснуть энергию, почувствовать успех.
  • Встречи «За чашкой чая». Беседы, рассказы о себе, о семье. Иногда подростки делятся рецептами, семейными традициями. Это форма нестареющая, более всего позволяющая выстроить доверительные отношения, понять подростков и найти ключ к характеру каждого.

Позвольте представить вашему вниманию день интенсивного обучения в рамках Модуля личностного роста «Пойми, прими и совершенствуй!». Тема дня «Агрессивное поведение: как от него избавиться?».

Теоретическую часть о проблеме агрессивного поведения с несовершеннолетними провели инспектор по делам несовершеннолетних и иерей Иоанно-Богословского храма.

В практическом блоке «Прогоним гнев!» использованы активные формы: занятие «Поговорим об агрессии», тренинг «Стоп, агрессия!», творческая лаборатория «Мой мир без агрессии».

Специалист опорной площадки и психолог постарались доказать подросткам, что агрессивное поведение необходимо человеку только в случаях самозащиты. Работая в творческих микрогруппах, подростки оформили стенд «Причины агрессивного поведения», разработали и защитили презентацию «Способы снятия агрессивного поведения». Завершился день акцией «Мой мир без агрессии». Занятия помогли подросткам сделать правильный вывод о приемлемых и достойных способах выражения своего гнева и избавления от агрессивного состояния.

На средства (148,7 тыс. рублей) гранта, выделенного Фондом на реализацию Программы, опорной площадкой приобретено оборудование. В том числе интерактивный светодинамический комплекс «Вредные привычки», который помогает в проведении занятий по профилактике ЗОЖ. Специалистами опорной площадки разработаны три блока занятий «О вреде алкоголя», «Курить не модно!», «Нет наркотикам!». Занятия носят практический характер, ребята в группах отрабатывают причины зависимостей, готовят беседы, подкрепленные представленными комплексом фактами, рассуждают о способах отказа от пагубных привычек.

После занятий каждого модуля среди подростков распространяются буклеты, памятки, визитки специалистов.

В настоящее время деятельностью с применением технологии «Интенсивная школа» охвачено 300 детей из них 34 состоящих на учете в ПДН. Позитивная динамика реабилитационного процесса (по результатам входной, промежуточной и итоговой диагностики) наблюдается у несовершеннолетних группы риска.

Критерии Входная диагностика Промежуточная диагностика Итоговая диагностика Динамика (%)

За период работы опорной площадки специалистами сформирован банк методического обеспечения профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом:

  • цикл психологических занятий и тренингов;
  • программы дополнительного образования с реабилитационной составляющей;
  • методические рекомендации для классных руководителей;
  • методические материалы для классных руководителей, рекомендации родителям и подросткам.

В рамках деятельности по обобщению и распространению опыта специалистами Опорной площадки проведено 6 семинаров для 100 педагогических работников города.

Распространены буклеты-памятки:

для педагогов «Как помочь агрессивному ребенку», «Шпаргалка для взрослых или правила общения с подростками»;

для родителей «Наш подросток»;

для подростков «Как справиться с отрицательным эмоциональным состоянием»; «В здоровом теле здоровый дух»; «Скажем экстремизму — Нет!».

С целью информационного обеспечения опубликованы статьи о реализации инновационной технологии «Интенсивная школа» в муниципальных и областных изданиях.

Опыт работы опорной площадки обобщен, проведена стажировка для специалистов, реализующих инновационную технологию «Интенсивная школа».

Анализ эффективности программы с начала ее реализации по настоящее время по установленным индикаторам свидетельствует о

снижении численности несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел численность несовершеннолетних_состоящих на учете

Несовершеннолетних, участвующих в программе, совершивших преступление повторно, с момента начала работы площадки до настоящего времени, нет.

Наш опыт доказывает эффективность современной технологии «Интенсивная школа» в работе с детьми группы риска, а также  возможность ее применения в педагогической практике образовательных организаций других регионов России.

Благодарим за внимание.

Балабанова О.С., специалист опорной
площадки по работе с детьми группы риска
г. Рассказово Тамбовской области

Устименко Е.Н., методист регионального
ресурсного центра по работе с детьми
группы риска

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *