Плановые консультации

Профилактика экзаменационного стресса при сдаче ЕГЭ и ГИА

[stextbox id=»warning» caption=»Плановые консультации» collapsing=»false» collapsed=»false» image=»null»]Перейти на страницу «График плановых консультаций»[/stextbox]

Экзамен — испытание не только знаний, но и психологической устойчивости человека. Чтобы хорошо сдать экзамен, необходимо укрепить уверенность в своих силах. Современным школьникам предстоит пройти сложное испытание, которое  носит название ЕГЭ — единый государственный экзамен для выпускников 11 класса и ГИА — государственная итоговая аттестация для выпускников 9 класса. Май — июнь — период напряженной работы, эмоционального подъёма, полный тревоги, ожиданий.
Совершенно очевидно, что перед родителями, педагогами встаёт проблема охраны нервно-психического здоровья школьников.

Откуда берется экзаменационный стресс? По мнению специалистов, он порождается интенсивной умственной деятельностью, нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, а также нарушением режима сна и отдыха. Но главный фактор, провоцирующий развитие стресса — это отрицательные переживания.

Экзамены — это серьезное испытание на прочность всей нервной системы. При стрессе, как правило, имеются следующие признаки, которые могут быть отнесены к одной из четырёх групп:

Физиологические симптомы:

усиление кожной сыпи;
головные боли;
тошнота;
«медвежья болезнь» (диарея);
мышечное напряжение;
углубление и учащение дыхания;
учащённый пульс;
перепады артериального давления.

Эмоциональные симптомы:

чувство общего недомогания;
растерянность;
паника, страх;
неуверенность;
подавленность, тревога;
депрессия;
раздражительность.

Когнитивные (интеллектуальные) симптомы:

чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете;
неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих);
воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене;
кошмарные сновидения;
ухудшение памяти;
снижение способности к концентрации внимания, рассеянность.

Поведенческие симптомы:

стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену;
избегание любых напоминаний об экзаменах;
уменьшение эффективности в учёбе в экзаменационный период;
вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах;
увеличение употребления кофеина и алкоголя;
ухудшение сна;
ухудшение аппетита;
ощущается сильное беспокойство; человек чувствует, что не может контролировать ситуацию и справиться с проблемой.

У стресса есть и положительные стороны. В малых дозах он просто необходим, т. к. сигнализирует о возникновении проблем и отвечает за нашу «настройку» на адекватное поведение в опасности. В случае с экзаменами стресс обеспечивает организм дополнительным адреналином, поддерживая человека в нужной форме.

Чем родители могут помочь ребёнку в сложный период подготовки и сдачи ЕГЭ?

Вы можете проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку, верить в его силы:
откажитесь от упреков, доверяйте ребёнку;
если школьник хочет работать под музыку, не надо этому  препятствовать, только договоритесь, чтобы эта музыка была без слов.

Обсудите, какой учебный материал нужно повторить, вместе составьте план подготовки.

Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» — основная подготовка проводится днём, если «сова» — вечером.

Проведите репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться, помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.

Организуйте режим (именно вы можете помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ).

Во время подготовки ребёнок должен регулярно делать короткие перерывы.

Договоритесь с ребёнком, что вечером накануне экзамена он ляжет спать вовремя.

Последние 12 часов должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.

Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен забыть о прошлых неудачах ребенка, помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей; помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3. Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах.
4. Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи.
6. Поддерживайте своего ребенка. Демонстрируйте, что понимаете его переживания.

Рекомендации для педагогов

Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.

Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.

Помогайте избежать ошибок.

Поддерживайте выпускника при неудачах.

Подробно расскажите учащимся, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.

Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.

Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников (скорость протекания мыслительно-речевых процессов,  продуктивность умственной деятельности).

Создайте стабильную эмоциональную обстановку в классе.

Во время экзамена формируйте позитивный  психологический настрой.

Начало любого контакта – это, прежде всего, улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему.

Словесные установки учителя должны повышать уверенность учеников в себе – чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность того, что он сделает ошибку.

Подбадривайте обучающихся доброжелательным взглядом, прикосновением, краткой похвалой.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, постарайтесь вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

Соблюдая эти рекомендации, веря в свои силы и находя поддержку в лице своих родителей и педагогов, выпускники справятся со всеми трудностями и покажут прекрасные результаты на экзаменах.

 

По материалам:

nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2013/07/22/profilaktika-ekzamenatsionnogo-stressa
www.bestreferat.ru/referat-397972.htm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *