Профилактика аддиктивного поведения обучающихся в учреждении дополнительного образования
Самое дорогое у человека — это жизнь. Главное в жизни — здоровье. Заботясь о своем здоровье, мы заботимся о будущих поколениях. Образ жизни складывается из привычек, характера, потребностей того или иного человека, его материального и духовного состояния, традиций и многого другого. Для того чтобы чувствовать себя благополучно, нужно стремиться вести здоровый образ жизни.
Говорить о том, что проблема аддиктивного поведения в современном обществе абсолютно нова, категорически неправильно. Поэтому правильнее будет сказать, что проблема профилактики аддиктивного поведения не просто продолжает оставаться актуальной до сих пор, а приобрела на сегодняшний день предельно острый характер. По данным Российской академии образования, в настоящее время масштабы и темпы распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи, будущее значительной ее части. А это в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности российского общества.
Ключевая роль в формировании здорового образа жизни ребенка принадлежит здоровьесберегающим технологиям, и дополнительное образование имеет в этом плане большие возможности. Прежде всего, дополнительное образование не должно идти по пути продолжения накопленных знаний, а использовать более перспективный путь — применение полученных знаний в любимом деле, для самореализации личности ребенка. Следовательно, в дополнительном образовании снимаются проблемы, связанные с необходимостью усваивать большое количество информации в ограниченное время. Что само по себе благоприятно сказывается на состоянии здоровья. Кроме того, у детей появляется реальная возможность сформулировать здоровьесбережение как цель. Для системы дополнительного образования эта задача трансформируется в императив, использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог. Здоровый и духовно развитый ребенок счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, развивая себя всесторонне в дополнительном образовании.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» образовательные учреждения, кроме главной государственной задачи — воспитывать и обучать подрастающее поколение, несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время учебного процесса, в том числе, учитывая реалии современной жизни, отвечают за защиту детей от вовлечения в «группы риска» по употреблению психоактивных веществ, помогают своим воспитанникам адаптироваться в обществе и противостоять негативным явлениям.
Любое зло легче предупредить, чем потом с ним бороться. Вот почему профилактическую работу следует считать главным направлением в противодействии аддиктивному поведению учащихся образовательного учреждения. В нашем учреждении данная деятельность проводится систематически, с полным охватом всех обучающихся районного Дома детского творчества и с учетом их индивидуальных особенностей и поэтапно.
Этапы профилактической деятельности:
Диагностический, включающий в себя диагностики личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, неспособность к эмпатии, некоммуникабельность, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребен¬ка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.
Информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психосексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий.
Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.
Профилактика аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.
В пропаганде здорового образа мы используем такие мероприятия:
• беседа медработника по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами обучающиеся;
• беседа, дискуссия, диспут, мозговая штурм, подготовленные при поддержке педагогов дополнительного образования и обучающихся;
• встреча с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрирует преимущества здорового образа жизни;
• «классный видеочас» с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.
В беседах с детьми обсуждаются такие темы, как:
• преимущества жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;
• милосердие, доброта и здоровье;
• природа и здоровье;
• любовь и здоровье;
• здоровье и успешная карьера;
• мода и здоровье;
• фигура и здоровье;
• спорт и здоровье;
• компьютерные игры и здоровье;
• СМИ и здоровье.
Одним из направлений в профилактике аддиктивного поведения является профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих направлений и всегда отличалась особой остротой и актуальностью. Их эффективное предупреждение является существенным условием охраны нравственного здоровья подрастающего поколения. С этой целью в Тамбовской области была утверждена Комплексная программа профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Тамбовской области «Не оступись!» на 2013 — 2015 годы. На базе нашего учреждения в июне 2013 года создана муниципальная опорная площадка «Подросток и общество» по работе с детьми группы социального риска, где внедрены и апробируются инновационные реабилитационные технологии «Игротерапия», «Реабилитация через досуговую деятельность», «Снижение делинквентности у подростков путем преодоления социального отчуждения», «Дискуссионный киноклуб».
Направления деятельности МОП «Подросток и общество»:
• Предоставление образовательных услуг:
— внедрение в деятельность площадки инновационной технологии «Игро- терапия»;
— реализация программ дополнительного образования с реабилитационным компонентом.
• Организация содержательного досуга несовершеннолетних:
— организация различных видов внеурочной деятельности, массовых мероприятий;
— организация деятельности несовершеннолетних, их родителей и специалистов на межведомственном портале «Подросток и общество».
• Содействие в организации оказания социально-педагогической, психолого-педагогической и правовой консультационной помощи
— организация индивидуальных и групповых занятий с психологом и социальным педагогом;
— организация правового консультирования несовершеннолетних и их родителей.
• Создание базы данных о несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и группы социального риска
• Работа с родителями
• Организационная деятельность:
— создание оптимальной предметно-пространственной среды
— проведение заседаний при опорной площадке
— подготовка фото- и видеоматериалов
— работа на портале
— работа со СМИ
Профилактические мероприятия с несовершеннолетним группы социального риска создают наиболее благоприятные условия для личностного роста, изменяется отношение к своему «Я», повышается уровень самопринятия, укрепляется вера в себя, принимаются самостоятельные решения, сотрудничают, договариваются с другими, уважают других, сочувствуют им.
Таким образом, в нашем учреждении создана система воспитания здорового образа жизни у обучающихся с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду здорового образа жизни, представляют собой не единичные мероприятия, а являются составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.