Безопасность детей в сети Интернет
Развитие и безопасность детей — приоритетные задачи для родителей. Каждый стремится использовать все возможности для того, чтобы дети выросли здоровыми, образованными и гармонично развитыми личностями. Интернет может стать в этом одним из главных помощников. А для того, чтобы сделать мобильный интернет не только полезным, но и безопасным, нужно соблюдать советы и рекомендации.
Мобильный интернет и дети разных возрастов
У детей разных возрастов отличаются интересы, понимание окружающего мира и реакция на различные события. Очень важно понять, в каком виде и объеме необходим интернет детям в том или ином возрасте.
Ребенку до 7 лет интересно и даже необходимо играть, особенно в развивающие и сюжетно-ролевые игры. Что бы ни предпочитал ребенок — виртуальные игры или игры с родителями и другими детьми, — все будет полезно для его развития, разумеется, если соблюдать ограничения по времени. Иначе виртуальные игры могут быстро стать для малыша смыслом жизни, а реального общения ребенок будет избегать. Отводите на виртуальные игры полчаса в день, а на игры со сверстниками — 3-4 часа.
С 7 до 11 лет дети по-прежнему любят играть и стремятся использовать интернет именно как площадку для игр. Родители могут дать ему практические советы по установлению контакта со сверстниками, вместе участвуя в виртуальном общении в сети. Разумеется, во всем необходимо соблюдать меру, и тогда интернет станет ребенку помощником в преодолении барьеров общения, партнером по развивающим играм, учителем в изучении иностранных языков, источником необходимой информации для уроков и просто — музыки, картинок и фотографий, мультфильмов и позитивных эмоций.
Ребенок в 11-14 лет — это подросток. И самой главной, значимой, ведущей его деятельностью является общение с ровесниками. Здесь мобильный интернет может стать просто незаменимым помощником. Но, опять же, всё хорошо в меру! Интерактивное общение нужно обязательно совмещать с реальным. После 11 лет у подростков уже начинает активно просыпаться интерес к вопросам взрослой жизни, психологии полов и всего, что с этим связано. Важно, чтобы ответы на свои вопросы подросток находил, в первую очередь, у родителей, а не на сомнительных сайтах.
Ребенок старше 14 лет — уже достаточно взрослый человек, который считает, что сам лучше знает, как ему следует себя вести, какую музыку слушать, что читать, с кем общаться. Интересуйтесь всем тем, чем интересуется Ваш ребенок, старайтесь вникнуть в круг его интересов и общайтесь с ним о них, даже если это «не Ваша тема».
Новый драйв семейного общения
Сделайте мобильный интернет новым средством семейного общения. Придумайте интересное для Вас и Вашего ребенка хобби, например — ищите в интернете веселые картинки, на какую либо тему, или — создайте совместный он-лайн фотоальбом, а фотоснимки для него делайте мобильным телефоном. Во время совместного посещения мобильного интернета Вы ненавязчиво можете рассказывать ребенку о культуре поведения в сети, обращать внимание на скрытые угрозы, анализировать реакцию ребенка на негативную информацию и т. д.
Развиваться с интернетом
Беседуйте с ребенком о том, что нового и интересного он узнал из мобильного интернета. Но сначала — расскажите, что важного и полезного Вы делаете с его помощью сами. Вместе с ребенком находите в интернете ответы на интересующие его вопросы. Научите его, как с помощью интернета можно избежать сложных ситуаций, например, не заблудиться в незнакомом месте, используя карты; как найти необходимую информацию или получить совет. Покажите ему, сколько интересного и полезного можно найти в Сети. Но показывая ребенку многогранность интернета, не забудьте рассказать о правильном отношении к нему. Например, возможность онлайн-общения с другом, который живет далеко — это одна из замечательных возможностей мобильного интернета, а вот общение исключительно с виртуальными друзьями — это уже крайность.
Осторожно, кибер-преступники!
Как и в реальной жизни, в интернете могут встретиться люди, желающие втереться в доверие к Вашему ребенку с корыстными или преступными намерениями. Чтобы обезопасить своего ребенка, Вам необходимо знать, какими приемами преступники пользуются чаще всего:
1. Стараются вызвать жалость. Например, расскажут, что уезжают из страны и не могут взять с собой замечательного котенка, поэтому ищут достойного для него хозяина; предложат ребенку встретиться и посмотреть/забрать несчастное животное.
2. Привлекают внимание с помощью необычных, ярких вещей, которые так нравятся детям, а затем — предлагают купить/выиграть/получить в подарок при личной встрече.
3. Искусственно повышают самооценку детей, рассказывая о том, какие они замечательные и уникальные, но никто, за исключением, разумеется, преступника их не понимает. Дети очень любят, когда их хвалят и часто готовы на всё, чтобы похвалы не иссякали.
4. Обращаются к ребенку от имени знакомых, авторитетных для ребенка людей. Например, представляются друзьями родителей или сотрудниками правоохранительных органов и просят выслать важную конфиденциальную информацию о себе, семье, доме.
Чтобы уберечь ребенка от таких ситуаций, необходимо многократно проиграть и проговорить с ним подобные ситуации. Ребенок должен научиться автоматически отвечать или выполнять определенные действия. Например — выходить из чата, когда кто-то слишком навязчиво интересуется личной информацией и обязательно рассказывать Вам о таких попытках! А Вам следует обязательно сообщать об инцидентах администрации сайта, а в отдельных случаях — и правоохранительным органам.
Быть культурным в интернете
Как приучить ребенка корректному поведению в мобильном интернете? Как и в обычной жизни, главным правилом каждого человека должно быть: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Постарайтесь донести это правило до своего ребенка на доступных для его возраста примерах, расскажите, что человеку, которого обидели в интернете, так же больно, как если бы это произошло при личной встрече.
Антивирусы и спам-фильтры
Существующие и постоянно появляющиеся технологии безопасности способны не только защитить мобильный телефон и компьютер, а и уберечь ребенка от множества ошибок. Прежде всего, Вам самим стоит разобраться в принципах работы этих программ, установить и настроить их на Вашем оборудовании, а уж затем — приучать ребенка пользоваться ими. Как это сделать? Играя и объясняя на простых примерах и ассоциациях. Для маленьких детей будут действенны такие конкретные примеры, как «ведь мы закрываем наш дом на ключ, когда куда-то уходим, потому, что не хотим, чтобы кто-то посторонний мог войти и что-то у нас украсть». Подросткам же будет интересно почувствовать себя «продвинутыми пользователями» и узнать о принципах работы программ безопасности.
Ники и пароли
Есть такое понятие — личное пространство, а еще пословица: «Мой дом — моя крепость». Расскажите ребенку на понятных примерах о том, что такое его личное пространство: его комната, семья, самые близкие друзья, увлечения и т. д. Объясните, что как и в реальной жизни ребенок не пустит в свою комнату играть чужих, незнакомых людей и не станет рассказывать о себе посторонним взрослым, так и в интернете следует оберегать свое личное пространство. Для этого в интерактивном общении (ICQ, социальные сети, чаты, форумы) следует использовать псевдонимы-ники — виртуальные имена. Эти имена могут подчеркивать увлечения ребенка, но по ним никто не должен догадываться о его возрасте, адресе, социальном статусе и т. д. А для электронной почты необходимо использовать простой для запоминания, но не ассоциирующийся с ребенком напрямую пароль.
Опасная «клубничка»
Всем известно, что помимо огромного количества полезной, важной и интересной информации, в интернете хватает и «взрослых» сайтов, посещение которых может вызывать нездоровый интерес, смутить или испугать ребенка.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут уберечь Вашего ребенка от психологических травм:
Постарайтесь сами, вместе с ребенком, найти круг полезных безопасных сайтов, которые он в дальнейшем будет посещать. Периодически посещайте их вместе.
Никогда не отказывайтесь от объяснений, если ребенок обратился к Вам с вопросом на неловкую тему. Ребенок должен знать, что у Вас он может получить все необходимые разъяснения.
Регулярно беседуйте с ребенком о том, какие сайты он посетил и что интересного там узнал. Не забывайте сами рассказывать и показывать, что полезного Вы нашли в интернете.
И самое главное — не следует ругать ребенка, если он посетил «взрослый» сайт. Помните, что информация и жизненные ситуации бывают приятные и полезные, а не хорошие и плохие, как мы привыкли думать. Если информация негативная, мы должны понять, чему полезному она может нас научить — быть аккуратными, внимательными, ответственными, доверять, но проверять, уважать себя и т. д. Научите Вашего ребенка уважать себя. Расскажите, что уважающий себя человек не будет смотреть всякую ерунду.
Данные показывают, что дети начинают пользоваться Интернетом в самом раннем возрасте.
Дети опережают взрослых по количеству времени, которое они проводят в Интернете. В возрасте между 8 и 13 годами дети составляют половину общего числа пользователей Интернета.
Более 90% подростков 8-16 лет сталкивались с порнографией в сети.
44 % детей, регулярно использующих Интернет, хоть один раз подвергались сексуальным домогательствам при виртуальном общении, 11 % подверглись этому несколько раз.
14.5 % детей назначали встречи с незнакомцами через Интернет.10 % из них ходили на встречи в одиночку, а 7 % никому не сообщили, что с кем-то встречаются.
38% детей просматривают страницы о насилии.
16% детей просматривают страницы с расистским содержимым.
Интернет-зависимость и как с ней бороться
Риску стать интернет-зависимым более всего подвержены дети, у которых не складываются отношения со сверстниками и родителями, которые пытаются найти замену живому общению в виртуальных играх и чатах. Тут, в разговоре с ребенком важно не противопоставлять интернет реальной жизни, а показать, как они могут дополнять друг друга! Ваш ребенок безмерно увлечен играми-стрелялками? Отлично, предложите ему стать сильным героем не только на экране мобильного телефона или монитора, а на самом деле заняться спортом, научиться приемам самообороны и т.д. Сходите вместе в спортзал, найдите подходящую спортивную секцию.
Важно правильно использовать присущую каждому ребенку черту — любопытство! Хорошо зная своего ребенка, Вы обязательно найдете в окружающем мире вещи, которые его обязательно заинтересуют, и в этом поиске Вам опять-таки сможет помочь интернет.
Тест на наличие игровой интернет-зависимости ребенка
Поставьте в соответствующую графу 1 балл за каждый вопрос, на который вы ответили положительно.
Вопросы |
Балл |
Много ли времени ваш ребенок проводит за компьютером, игровой панелью, планшетом, карманным персональным компьютером, смартфоном, играя в компьютерные игры? | |
Легко ли он прекращает игру по вашему требованию? | |
Часто ли бывают ситуации, когда ребенок прячется от вас и играет в компьютерные игры? | |
Часто ли он рассказывает вам о персонажах из компьютерных игр и игровых ситуациях? | |
Часто ли ребенок с друзьями обсуждают игровые ситуации? | |
Изменился ли резко его внешний вид, одежда? | |
Появились ли у него странные и нетипичные предметы: меч, плащ, необычные аксессуары, обувь? | |
Просит ли он у вас обновить компьютер? Сделать его мощнее, быстрее? | |
Просит ли ребенок денег на игры или на непонятные вам цели? | |
Изменились ли резко его привычки? |
Если сумма баллов дает больше 5, то Вам надо обратить внимание на возможную игровую зависимость Вашего ребенка.
.
Источники:
https://bezpeka.kyivstar.ua/ru/rules/for_parents/advices/
https://eor.pingwinsoft.ru/node/356911
.