КонсультпунктПлановые консультации

Детское воровство

[stextbox id=»warning» caption=»Плановые консультации» collapsing=»false» collapsed=»false» image=»null»]Перейти на страницу «График плановых консультаций»[/stextbox]

Детское воровство – тема сложная и деликатная, ведь зачастую родители, впервые столкнувшиеся с таким поведением своего ребенка, находятся в замешательстве, напуганы и не знают что предпринять. В самом неблагоприятном варианте развития событий родители сразу же прибегают к строгому наказанию ребенка, не разобравшись в ситуации, что зачастую  приводит к еще большим проблемам и даже закреплению такого «трудного» поведения. Детское воровство, по своей сути, это вид «трудного» поведения, и возникает оно чаще всего именно в кризисные периоды детского развития (например, в подростковом возрасте).

Общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых — дело первостепенной важности.

Виды и причины детского воровства

«Истинное» воровство (клептомания). Встречается очень редко и характеризуется непреодолимым желанием что-либо украсть. Клептомания является психическим заболеванием и с ней работает врач-психиатр.

Воровство как привлечение внимания. Часто детское воровство — показатель того, что отношения между родителями и детьми нарушены. Ребенок в такой ситуации добивается внимания привычным для него способом – демонстрацией негативного поведения.

Воровство как отсутствие четких правил в семье. Детское воровство в семье может стать свидетельством  того, что ребенок просто не знал, что например, деньги из маминой сумки брать нельзя или можно брать, но нужно спросить. Если такие правила не оговариваются или они постоянно меняются (сегодня можно, а завтра – нет), ребенок  может действительно взять деньги, не считая это нарушением семейных правил. Он  также может быть слишком мал для того, чтобы пока разделять вещи на «свои» и «чужие».

Невротическое воровство. Желание украсть может быть связано с чувством тревоги. Взяв чужую вещь, ребенок испытывает сильные эмоции и острые ощущения, которые заглушают его базовую неуверенность в себе и низкую самооценку.

Воровство как «подкуп» сверстников. Если на украденные деньги ребенок покупает подарки и сладости одноклассникам – это верный признак того, что ему не хватает внимания и авторитета у друзей.

Воровство «за компанию» или для повышения авторитета. Часто ребенка подталкивает на воровство компания, с которой он общается. Если ребенок маленький, то ограничьте его общение с такими друзьями. А лучше всего приглашать всех друзей в гости, чтобы познакомиться с ними, познакомьтесь с их родителями.

Воровство «по принуждению». Ребенок может брать в семье деньги и отдавать их кому-то из сверстников или ребятам постарше, находясь в ситуации запугивания и угроз. Такому ребенку обязательно нужна помощь и поддержка родителей.

Итак, как себя вести, если вы подозреваете ребенка в воровстве?

1. Если вы не поймали ребенка на воровстве, но подозрения все равно падают именно на него, то не спешите его обвинять. В этом случае действует презумпция невиновности.

2. Подумайте о причинах поступка ребенка. Подробно расспросите его, почему он так поступил, что чувствовал в этот момент, почему не попросил у вас эту вещь, а предпочел украсть ее.

3. Даже если ребенок что-то украл, не давайте волю своим негативным чувствам, перед вами в первую очередь ребенок, а не злостный вор. В противном случае можно лишить ребенка уверенности в себе и в праве на хорошее отношение окружающих. Будьте осторожны. И забудьте о словах «Как ты мог?» — они бесполезны и даже вредны. Да и в будущем ребенок, скорее всего, будет скрывать свои негативные поступки, если вы будете на него кричать.

4. Ни в коем случае не пугайте ребенка, что отведете его в полицию и не бейте по рукам, рассказывая, как раньше отрубали руки за воровство. Это только ожесточит ребенка, он будет знать, что для вас он плохой.

5. Помогите сами ребенку исправить сложившееся положение, разделите вместе с ним ответственность и предложите решение.

6. Расскажите ребенку, как вас расстраивает то, что происходит (но не называйте содеянное «воровством», «кражей» или «преступлением»). Спокойно расскажите ребенку о своих чувствах и о чувствах тех, у кого пропала вещь.

7. Попробуйте вместе с ребенком найти правильное решение. И это должно быть именно совместное решение, а не ваш приказ. Можете помочь ребенку и натолкнуть его на правильный выход из ситуации.

8. Украденную вещь нужно обязательно вернуть владельцу. Если ребенок боится идти один, то отправляйтесь вместе с ним. Ребенок должен чувствовать поддержку.

9. В том случае, если вы полностью уверены в том, что ребенок украл вещь, но сам он в этом не сознается, то предложите положить вещь на место, пока никто не видит. А если ребенок маленький, то можно применить подобное: «В нашем доме завелся барабашка, который стащил мои новые бусы, давай вместе ему на столе оставим что-нибудь вкусное, он раздобрится и вернет все на место».

10. Не обсуждайте случившееся в присутствии посторонних людей, это должно быть только между вами и ребенком.

11. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с собой. Не нужно и этого: «А вот я, в отличие от тебя, никогда не…»

12. После того как вы разберетесь с ситуацией и решите проблему, никогда не возвращайтесь к ней. Ребенок и без этого вынесет хороший урок.

13. Ребенок должен знать, что плох не он, а его поступок, что он все равно может вам доверять, и вы его по-прежнему любите, но искренне хотите, чтобы он понимал, насколько дурно он поступил.

14. Исключайте ситуации, которые могут провоцировать воровство.

Профилактика воровства

Направьте активность ребенка в мирное русло, пусть он сам выберет занятие себе по душе — рисование, танцы, борьба, фотографирование. Человек, который занимается тем, что ему нравится, посвящает свободное время любимому занятию, не думает постоянно о том, как привлечь к себе внимание, и конечно, у него появится хотя бы один друг по интересам.

Учите ребенка сопереживать и думать о других людях, ставить себя на их место.

Объясняйте ребенку, что у него в ближайшем будущем будет возможность получить определенную вещь. Это научит его терпению и отложенному вознаграждению.

В вашей семье не должно быть двойной морали, когда вы говорите ребенку, что воровать нехорошо, а сами приносите с работы то упаковку бумаги, то скрепки. Для ребенка вы авторитет, поэтому не удивляйтесь, если он будет делать то же самое, принося из школы чужие карандаши и фломастеры.

Ребенку нужно нести ответственность, например, за младшую сестренку, за собаку или кошку, за чистоту в комнате. Давайте постепенно больше дел, в которых требуется ответственность.

Помогайте ребенку в решении его проблем. Вам они могут показаться смешными, детскими, а  для ребенка это очень серьезно. Подумайте, как бы поступили вы сами, будь на его месте. Ребенок должен знать, что всегда может на вас положиться, получить совет.

Лучшая профилактика детского воровства — хорошие взаимоотношения в семье. В семьях, где любят и поддерживают друг друга, детское воровство встречается крайне редко.

Источники:
www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/51-interviews-advice-for-parents/2097-rebenok-nachal-vorovat
kovalevamxk.ucoz.ru/publ/sovety_psikhologa/chto_delat_esli_rebenok_voruet/3-1-0-20
familyboom.ru/posts/405-chto-delat-esli-rebenok-voruet-20-poleznykh-sovetov

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *