Плановые консультации

Подросток в трудной жизненной ситуации: признаки и способы помощи

[stextbox id=»warning» caption=»Плановые консультации» collapsing=»false» collapsed=»false»]Перейти на страницу «График плановых консультаций»[/stextbox]

Проблемы подростков часто кажутся взрослым надуманными, и это создает опасную ситуацию неоказания своевременной помощи. Хотя достаточно небольшого совета или вообще просто внимательно выслушать подростка, и проблемы разрешаются сами собой.

Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство и т.д.)

Для ребенка трудная жизненная ситуация — это ситуация, в которой он не может жить нормально и которую не может исправить сам.

Вот примеры таких ситуаций.

У ребенка нет родителей, ему самому нужно заботиться о себе.

Родители есть (или кто-то один из родителей), но они плохо следят за своим ребенком, не кормят его, не интересуются, возвращается ли он домой ночевать, ходит ли в школу, или, наоборот, запирают его дома одного на несколько дней, не лечат, если он болен, не покупают ему необходимую одежду и т. д.

Мама (или папа) хотела бы заботиться о своем ребенке, но не может нормально это делать из-за болезни или долгих командировок. В результате ребенок может оставаться голодным, без лечения, не ходить в школу.

Ребенка эксплуатируют, т. е. заставляют очень много работать. У него не остается времени на посещение школы, отдых или подготовку уроков.

Родители жестоко обращаются со своим ребенком, избивают его, в отношении его применяется сексуальное насилие.

Родители приучают ребенка употреблять алкогольные напитки, принимать наркотики, заставляют его воровать или попрошайничать на улице.

Подросток осваивает новый для него мир, новые отношения и неизбежно, в силу отсутствия опыта, встречается с трудными ситуациями, которые ему непонятны и незнакомы. Применение собственных способностей и возможностей в таком случае может оказаться недостаточным, потому может стать причиной разочарований. А любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми, порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности.

В трудной жизненной ситуации одновременно взаимодействуют несколько факторов:

поведенческий, указывающий на отсутствие сформированных моделей поведения в данной ситуации;

когнитивный, показывающий недостаток знаний, умений и навыков для нормальной жизнедеятельности в ней;

витальный, заключающийся в субъективном ощущении невозможности существовать в этой ситуации;
экзистенциальный, указывающий на «экзистенциальный вакуум» (внутренняя пустота), ревизию системы ценностных ориентаций и дискретность образа «Я»;

вероятностно-прогностический, состоящий в оценке вероятности ситуации жизненной трудности до ее возникновения как минимальной.

Признаки того, что подросток попал в трудную жизненную ситуацию:

нарушение межличностных отношений, стремление к уединению, негативизм;

злоупотребление алкоголем или наркотиками, агрессивность, изменение поведения;

сниженное настроение, задумчивость, утрата интереса к учебе, другим, ранее привлекательным видам деятельности;

появление сверхкритичности к себе;

разочарование в успехах, обесценивание собственных достижений;

нарушения пищевого поведения (отказ от еды или обжорство), бессонница или повышенная сонливость, кошмары и беспокойный сон в течение, по крайней мере, нескольких дней;

частые необоснованные жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);

несвойственное данному подростку пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

увлечение религиозными течениями, рассуждения о смысле жизни, не свойственные ранее;

уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»;

нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

погруженность в размышления, рассуждения о тяжелых проблемах, случившихся с другими, намеки на то, что в жизни все не так, как надо;

отсутствие планов на будущее;

внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей, раздражительность.

Группа риска:

страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

из социально-неблагополучных семей — уход из семьи или развод родителей;

из семей, в которых были случаи суицидов, потеря близкого человека;

подростки из семей с низким доходом: эмоциональные переживания собственной материальной неполноценности (стыд, чувство беспомощности, гнев на родителей, агрессия на сверстников);

беспокойство за собственное будущее (страхи, тревога, доходящие до уровня неврозов);

трудности в полноценности времяпрепровождения (ограниченные возможности в отдыхе, занятиям по интересам и т.д.);

трудности в общении с ровесниками (так или иначе, иерархия по материальному статусу существует),

низкий социометрический статус в группе;

перенесшие травмы головы, в том числе, в детстве, и родовые травмы;

подростки из семей, где присутствует воспитание по типу гиперопеки;

любой подросток, в силу физиологических и психологических особенностей.

Способы помощи:

1. Отнеситесь серьезно к проблемам подростка, какими бы мелкими и надуманными они не казались. Помните, что подросток крайне чувствительно и эмоционально реагирует на любое пренебрежение. Рассматривайте подростка как равную себе личность.

2. Внимательно слушайте то, о чем говорит подросток. Иногда невербальные знаки, мимика, жесты расскажут больше о состоянии человека, чем слова.

3. Если подросток делится с Вами своей проблемой, не используйте пустые утешения, предлагайте конструктивные пути выхода из ситуации, свою активную помощь.

4. Проявляйте внимание и заботу. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.

5. Не спорьте и не доказывайте подростку, что его проблемы «легко решаемы». Тем самым Вы можете усугубить ситуацию, потеряете доверие, ребенок замкнется в себе.

6. Вселяйте в подростка уверенность в собственных силах, покажите ему ценность его достижений, значимость того, чего он добился. Внушайте ему надежду на еще больший успех.

7. В случаях необходимости обращайтесь за помощью к специалистам. Помните, что, в сущности, подросток это ребенок, находящийся, в силу возрастных особенностей, в крайне уязвимом состоянии.

 

По материалам:

krymskcollege.ru/index.php/kabinet-pedagoga-psikhologa/v-pomoshch-pedagogu/386-podrostok-v-trudnoj-zhiznennoj-situatsii-priznaki-i-sposoby-pomoshchi-pamyatka-dlya-vzroslykh
pansk.edusite.ru/p168aa1/p25aa1.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *