Школьная служба примирения МБОУ СОШ №4 г.Рассказово
Моё знакомство со школьной службой примирения началось вместе со знакомством с новым городом, с новым местом работы, в 2015 году. До прихода в МБОУ СОШ №4 г.Рассказово о создании служб примирения слышала в той школе, где работала раньше (МАОУ СОШ №36 г.Тамбова). Но тот момент там создавалась команда медиаторов, формировалась нормативно-правовая база службы.
В школе №4 г. Рассказово мне было предложено стать руководителем школьной службы примирения (далее – Служба). В общих чертах объяснили, чем должна заниматься. Тогда я не могла понять, для чего нужна эта Служба? Ведь конфликты в школьной среде были всегда, и ведь они как-то разрешались?! С помощью классных руководителей, завуча по воспитательной работе, администрации школы, учителей-предметников, а порой – сами собой. Тогда зачем Служба? В чём её смысл и принципиальное отличие от существующих методов разрешения конфликтных ситуаций? Эти вопросы возникли у меня в голове.
Начала искать на них ответы. Изучила положение, другие нормативные документы. Ответа на волнующие вопросы так и не получила.
В августе 2015 года впервые попала на семинар-тренинг «Обучение навыкам проведения программ восстановительной медиации», который проводил Президент Центра «Судебно-правовая реформа», сертифицированный тренер в области подготовки медиаторов, практикующий медиатор с 18-летним опытом работы, разработчик концепции и технологии восстановительной медиации Рустем Рамзиевич Максудов.
Мои коллеги, специалисты Службы, уже посещали семинар-тренинг в июне этого же года, они уже имели какое-то представление об этом направлении работы.
После первых дней семинара в моей голове смешалось всё: восстановительная медиация, фазы, встречи сторон, позиции медиатора. Самым «страшным» на тот момент мне показался обмен впечатлениями о предыдущем дне. Невозможно было озвучить то, в чем сама пока ещё не разобралась. Проводя после занятий самостоятельный анализ увиденного и услышанного, было трудно сложить общую картинку.
Но, благодаря педагогически грамотной позиции лектора, новому формату общения, в том числе, большому количеству психологических тренингов, работе в «аквариуме», ситуация начала проясняться.
Когда закончился семинар, мне самой стало интересно, как же это работает на практике? Я начала изучать методическую литературу, в частности, работу Р.Максудова «Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций», познакомилась с сайтом «Судебно-правовая реформа». Очень полезным оказалось описание восстановительных программ в конкретных случаях из жизни.
Но понять — это одно, а применить на практике -другое. Но отступать было некуда, нужно было начинать проводить восстановительные программы.
Начинали с самых простых конфликтных ситуаций (один ребёнок оскорбил другого, разбили пенал). И вдруг из комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города поступает информация об учащемся, который, со слов матери, пропускает учебные занятия из-за конфликта со сверстниками и педагогами. Случай непростой: семья многодетная, проблемная (мать уезжает на заработки в Москву, оставляя детей на сожителя). Сотрудники службы примирения начали работу с данным ребенком. Как выяснилось, у ребёнка действительно возник конфликт с группой сверстников. В ходе проведенной работы нам удалось провести примирительную встречу, на которой ребята подписали примирительный договор.
После этого на педагогическом совете школы во время очередной информационной кампании, педагоги, не понимая значимости нашей работы, высказали мнение о том, что и без службы примирения в школе всегда обходились. Классный руководитель данного ребёнка возразила, заметив, что результат работы службы есть, ребёнок не пропускает занятия без уважительной причины. Наверное, это и была первая публичная оценка нашей деятельности, которая нас вдохновила и придала нам сил и желания работать.
Затем последовала серия очередных семинаров-тренингов, в том числе, семинаров-супервизий, и всё встало на свои места.
Стало понятно, что медиация – это альтернативный метод разрешения конфликтных ситуаций, имеющий свою структуру, принципы и определенный алгоритм действий.
В настоящее время в нашей службе примирения 4 сотрудника, работающих единой командой. В своей работе нам чаще всего приходится проводить восстановительную медиацию, хотя в нашей, пока ещё не большой практике, есть пример элементов школьной конференции.
По характеру большинство возникших конфликтных ситуаций – конфликт межличностных отношений. Один из последних случаев в нашей работе был связан с правонарушением несовершеннолетних, когда два подростка, воспитанники детского дома, совершили кражу из автомобиля. До наступления уголовной ответственности не хватило всего несколько сот рублей. Потерпевшая сторона в качестве заглаживания вреда была готова принять извинения подростков. Специалистам службы удалось организовать примирительную встречу, на которой были принесены извинения, и подписан примирительный договор.
Школьная служба медиации взаимодействует с органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, КДН и ЗП, Региональным центром развития сети школьных служб примирения, образовательными организациями области, применяющими восстановительные технологии на практике.
На протяжении всего времени продолжается информационная кампания о работе службы примирения. Обновляется информация о деятельности на портале «Подросток и общество».
Периодически информация о школьной службе примирения размещается в средствах массовой информации: районной газете «Трудовая новь», на телеканале «TV – Рассказово».
Сотрудники школьной службы примирения продолжают работу по изучению нормативно-правовой базы по вопросам медиации, а также научно-методической литературы.
Хотелось бы также отметить, что, несмотря на положительную динамику в работе, есть проблемы, которые осложняют деятельность службы:
1) общественность мало информирована о понятии «восстановительная медиация», о функционировании служб примирения, как в масштабах города, так и в масштабах страны. Зачастую люди не понимают необходимости создания и функционирования служб примирения, считают это пустой тратой времени; временные интервалы (встреча с одной стороной, встреча с другой стороной, а иногда – повторные встречи) – их отпугивают. Руководящие органы, возлагают порой непосильные ожидания, считая медиацию волшебной палочкой, способной решить многие социальные проблемы;
2) столкнувшись с более серьёзными конфликтными ситуациями, специалисты службы ощутили себя недостаточно подготовленными с юридической точки зрения, что не всегда дает уверенность в своих действиях и поступках;
3) все специалисты ШСП имеют большую часовую нагрузку помимо данной работы, что также осложняет работу в команде. На мой взгляд, чтобы служба примирения работала в полную силу со 100% отдачей, она должна быть независимой структурной единицей;
4) одним из принципов нашей работы является нейтральность. К сожалению, хорошо зная детей, с которыми приходится работать, порой бывает нелегко придерживаться данного принципа, так как чаще всего на медиацию попадают дети, с которыми у педагогов уже сложились определённые (чаще отрицательные) взаимоотношения.
Но, если проблемы есть, значит, нам есть над чем работать! Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Запомни: неразрешимая проблема, непримиримое противоречие вынуждают тебя превозмочь себя, а значит, вырасти — иначе с ними не справишься».
Руководитель ШСП Лунёва Светлана Сергеевна