Помощь депрессивным детям
Депрессия — угнетенное состояние, которое характеризуется общим упадком сил, равнодушием, отказом от увлечений и важных дел.
Заторможенность движений, замедленность мышления, снижение активности, безынициативность — таковы характерные признаки депрессии.
У депрессивных детей замедленна речь, они не вступают в разговор, на вопросы отвечают односложно, часто шепотом; выражение лица скорбное, тоскливое, аппетит снижен, сон нарушен.
Для детей в состоянии депрессии характерен негативизм. Их взгляд на жизнь окрашен в мрачные тона. Они склонны смотреть на все пессимистически. Это противоестественно, дети должны быть оптимистами.
Обычно у депрессивных детей нет настроения. Это тоже противоестественно. Дети без настроения — это патология. Они бездеятельны, социально пассивны, у них выражено нежелание учиться, иногда проявляется открытая враждебность. Депрессивные дети сосредоточены на себе, задумчивы и несчастны. Они недоверчивы, необщительны и неотзывчивы. Они прощают оскорбления, замечания, недружелюбное обращение. Ребенок как будто не замечает толчков, обидных слов.
Подверженность этому заболеванию в подростковом возрасте может стать одним из факторов, приводящим к психическим заболеваниям.
Депрессивные состояния имеют как объективные, так и субъективные причины:
гормональная перестройка детского организма, когда физическое состояние подростка меняется, а химические процессы, проходящие в организме, вызывают резкие перепады настроения и беспокойство;
неблагополучная обстановка в семье оказывает влияние на эмоциональное состояние подростков, депрессия которого часто вызывается равнодушием со стороны родителей;
неудачи в учебе (плохая успеваемость, непринятие одноклассниками, придирки учителей) повышают и без того эмоциональную нестабильность подростка;
первая безответная любовь; подростки всегда остро реагируют на новые чувства, что вызывает критическое отношение к собственной внешности, потере самоуважения и уверенности в себе;
перенесенные в раннем детстве травмы: физическое, эмоциональное насилие или потеря родителя;
завышенные требования родителей, когда планка непосильна для школьника в силу умственных способностей или физического состояния;
низкий социальный статус, когда у ребенка нет уважения сверстников и друзей. Это подавляет школьника и делает его одиноким.
В тяжелой форме депрессия может приводить к саморазрушению: дети и подростки остро чувствуют и усиленно переживают свою незначительность. Для них характерны апатия, нежелание что-либо делать, безразличие к друзьям и к семье, плохой сон и аппетит. Чрезмерно пессимистический взгляд на мир заставляет их преувеличенно переживать плохое и сводить до минимума хорошее.
Конечно же, депрессивное настроение не может не влиять на поведение. Оно становится отклоняющимся и приобретает направленность в зависимости от характера ребенка. У большинства депрессия выражается как пассивный протест, но встречаются и случаи отчаяния, когда ребенок от безысходности способен на деструктивные действия. Это наблюдается преимущественно в тех случаях, когда длительная депрессия вызвана депривацией — обездоленностью, безысходностью.
Депрессия проходит после устранения вызвавших ее причин. Но только часть таких причин может устранить учитель, остальные не в его власти. Педагог не оставит без помощи попавшего в беду, страдающего ребенка. Оказывая помощь депрессивным детям, он позаботится, прежде всего, о том, чтобы создать хорошее настроение. Мы мало управляем настроением детей, а часто и вовсе не обращаем на него внимание. Между тем поведение ребенка очень от него зависит. Постепенно улучшая настроение ученика, окружив его заботой и вниманием, можно способствовать его выздоровлению. Важно, чтобы все дети класса приняли участие в судьбе своего товарища.
Для коррекции депрессии полезны отвлечения, связанные с положительными эмоциями. Рекомендуется смена обстановки, усиление разнообразной трудовой нагрузки. Следует больше вовлекать ребенка в игры, приучать его к общению, активнее заниматься с ним физкультурой.
Весьма важно ограждать детей (и не только депрессивных) от плохих новостей. Установлено, что постоянно плохие сообщения ввергают в пессимизм и уныние даже самых крепких и эмоционально устойчивых людей.
Учительского внимания, любви и заботы требуют все дети, но особенно дети-депрессанты — унылые, подавленные, несчастные. Стали они такими не по своей воле: ведь пессимизм, плохое настроение не свойственны детской натуре.
Существует четыре основных метода оказания психологической помощи подростку, пребывающему в депрессии:
активная эмоциональная поддержка;
поощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию;
обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса;
расширение временной перспективы и самопонимания.
Стремясь оказать подростку первичную психологическую помощь, важно соблюдать следующие правила:
будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
набирайтесь опыта у тех, кто уже был в такой ситуации;
будьте терпеливы.
Методика проведения профилактической беседы
Главным в преодолении кризисного состояния подростка является индивидуальная профилактическая беседа с ним. Следует принять во внимание следующее:
в беседе важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию;
активный слушатель — это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает ему возможность выговориться без боязни быть прерванным;
активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя;
активный слушатель будет способствовать тому, чтобы его собеседник был услышан.
Рекомендации по проведению беседы:
разговаривать в спокойном месте, чтобы исключить возможность быть прерванным;
уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно расположившись напротив, но не через стол;
пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили;
дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он;
говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства; произносить только позитивно-конструктивные фразы («мгновенный рефрейминг»);
оказывать первичную психологическую помощь подростку, используя рекомендации таблицы.
Оказание первичной психологической помощи
в беседе с подростком
Если вы слышите | Обязательно скажите | Никогда не говорите | |
1. | «Ненавижу учебу, класс…» | «Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?» | «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!» |
2. | «Все кажется таким безнадежным…» | «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь» | «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе» |
3. | «Всем было бы лучше без меня!» | «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит» | «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом» |
4. | «Вы не понимаете меня!» | «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать» | «Кто же может понять молодежь в наши дни?» |
5. | «Я совершил ужасный поступок…» | «Давай сядем и поговорим об этом» | «Что посеешь, то и пожнешь!» |
6. | «А если у меня не получится?» | «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное» | «Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!» |
Профилактическая беседа должна включать в себя следующие этапы.
Начальный этап — установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». Важно выслушать подростка терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (то есть необходимо дать ему возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.
Второй этап — установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы: «преодоление исключительности ситуации»; «поддержка успехами» и др.
Третий этап — совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются: «планирование», то есть побуждение подростка к словесному оформлению планов предстоящих поступков; «держание паузы» — целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.
Завершающий этап — окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка подростка. Целесообразно использовать следующие приемы: «логическая аргументация»; «рациональное внушение уверенности».
Источники:
https://pandia.ru/text/80/690/69146.php
https://studfiles.net/preview/5568665/page:16/
https://eustress.ru/depression/depressiya-u-podrostkov